Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Возрастная периодизация

 Это деление жизненного цикла человека на отдельные этапы по мере развития его систем и органов. Основными этапами развития являются пренатальный (до рождения, внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Во время внутриутробного этапа закладываются ткани и органы и происходит их дифференцировка (качественные преобразования).
Постнатальный этап характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем организма, определяющим уровень физического, полового и
умственного развития индивидуума. Созревание органов и систем в постнатальном этапе, как указывалось выше, идет гетерохронно (неравномерно), которое определяет специфику функциональных возможностей организма разного возраста и особенности его взаимодействия с внешней средой. Постнатальный этап развития делится на возрастные периоды, знание которых имеет важное значение для педагогической практики, а также – сохранения, формирования и укрепления здоровья учащихся. Деление на периоды осуществляется по критериям паспортного и биологического возраста. Паспортный (календарный) возраст определяется временем, прожитым человеком. Критериями этого возраста являются астрономические показатели: дни, недели, месяцы, годы. Кроме
внутриутробного и новорожденности, каждый период паспортного возраста определяется длительностью в один год. Биологический возраст определяется уровнем биологического развития, т.е. степенью созревания морфофункциональных и психофизиологических качеств индивидуума. Возрастной интервал, или период, в этом случае охватывает ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определенные биологические изменения.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими морфологическими, функциональными и психологическими особенностями.
Переход от одного периода к последующему считается переломным или критическим. Доказано, что в критические стадии резко повышается чувствительность и снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды (возбудителям болезней, высоким умственным и физическим нагрузкам, стрессовым ситуациям). В современной отечественной науке принята следующая классификация возрастных периодов.
Анализируя приведенную классификацию возрастных этапов обращаем внимание на отличительную черту онтогенеза: достаточно продолжительный период детства человека (17 лет), чего не наблюдается у других представителей млекопитающих.
При ответе на вопрос о причине этого явления, наиболее убедительной представляется точка зрения Ч.Дарвина, согласно которой процесс
естественного отбора в развитии человека сказался прежде всего в закреплении интеллектуальных способностей, которые становились более важным и полезным фактором, чем закрепление лишь изменений в строении тела. Вместе с тем, должен был удлиниться период, в течение которого может быть достигнута самая совершенная организация головного мозга как мыслительного аппарата в зрелом возрасте.
Исходя из этого, можно признать, что продолжительное детство в онтогенезе человека – эволюционно сложившаяся социобиологическая необходимость.
В этом же ключе и не случайно ниши современники отмечают, что в онтогенезе «благодаря своему детству человек способен пройти по пути развития быстрее своих отцов. Существование человеческого детства сделало возможными цивилизацию и культуру» (Чемберлен, 1900).
 



Дисгармоничность физического развития Умственное развитие Проблемы в сфере образовательных услуг Услуги, которые оказываются в системе образования  Платные и бесплатные образовательные услуги  Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Юношеский возрастной период ВФ МГИУ-чемпион области!!! Особенности умственного развития Стих о ВФ МГИУ