Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Умственное развитие

Умственное развитие выражается в становлении и совершенствовании структуры и функций головного мозга, обеспечивающие оптимальное взаимодействие организма с окружающей биологической и социальной средой. Показателями умственного развития являются членораздельная речь и мыслительные процессы ее обусловливающие: восприятие, внимание, эмоции, память, анализ и синтез информации, от которых в прямой зависимости находятся работоспособность и успеваемость учащихся.
Наиболее распространенные отклонения умственного развития: отставание и дисгармоничность.
Низкий уровень умственного развития и его дисгармоничность, не имеющие генетической обусловленности, чаще всего является следствием несовершенной педагогической системы (семейной, дошкольной, школьной и вузовской), в условиях которой формируется личность. Это связано с тем, что в умственном развитии индивидуума решающую роль играют социальные факторы, которые определяются уровнем культуры общества в целом, включая культуру здоровья. Вместе с тем, в современной педагогической системе часто не учитывается постулат, согласно которому восприятие современной культуры, а следовательно, и умственное развитие
индивидуума происходит в категориях мышления, специфических для соответствующего возрастного периода.
В связи с этим, наиболее распространенные крайности как-то: информационные перегрузки, с одной стороны, и дефицит информации – с другой, - в равной степени негативно отражаются на уровне умственного развития растущего организма.
Половое развитие тесно связано с физическим, но не ограничивается им. Половое развитие выражается в формировании специальных систем, которые вырабатывают половые клетки и половые гормоны (мужские и женские), что приводит к интенсивным морфологическим, функциональным и психофизиологическим преобразованиям организма в целом, характерным для каждого пола. Объективной биологической целью специфического полового развития является создание условий для полового размножения (детородной функции), обеспечивающего продолжение рода. Наиболее значимые отклонения в половом развитии: отставание, опережение и дисгармония. Отмеченные отклонения связаны прежде всего с нарушениями функций эндокринной системы и ее взаимоотношений с центральной нервной системой. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в специальном разделе.
Необходимо отметить, что деление на физическое, половое и умственное развитие условно. В действительности все эти сферы развиваются непрерывно и взаимосвязано. Разница заключается в том, что физическое, половое и умственное развитие в онтогенезе осуществляется с различными темпами и каждая сфера «занимает» свои
временные ниши. В определенные возрастные периоды происходит переход
количественных накоплений в качественный скачок. Эти ниши могут совпадать во времени, но чаще – не совпадают.
 



Адаптация  Возрастные особенности Развитие  Образовательные услуги  Дисгармоничность физического развития Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Услуги, которые оказываются в системе образования Проблемы в сфере образовательных услуг  Платные и бесплатные образовательные услуги  Возрастная периодизация