Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни молодежи

Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни молодежи
Для сбора информации о целевой группе, об отношении подростков и молодежи к изучаемым вопросам, о ситуации в локальной административно-территориальной единице могут быть использованы следующие социологические методы:
1.                 Фокус-группа – глубинное групповое интервью по конкретной тематике. Фокус – группа отличается от других, более известных исследователям групповых методов (таких как метод Дельфи, мозговая атака) рядом особенностей. Метод мозговой атаки направлен на выработку взаимоприемлемого для всех членов группы выхода из проблемной ситуации, тогда как в фокус - группе внимание участников акцентируется на важности индивидуальных мнений. Основная задача дельфийских групп, участники которой могут быть разобщены территориально, сбор индивидуально составленных членами группы прогнозов, их обобщение. В отличие от названных метод фокус групп основан на принципах групповой динамики. Основное достоинство данного метода- возможность наблюдать взаимодействие респондента не только с модератором (ведущим), но и, что более важно, с другими участниками. В фокус группе исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика.
Участниками фокус группы могут быть молодые люди-субъекты профилактики, лидеры общества, обычные граждане, проживающие в данной местности, представители правоохранительных органов. При формировании групп необходимо помнить об одной важной особенности – так называемых «конфликтных» характеристиках респондентов, небрежное сочетание которых может существенно исказить результаты исследования. К наиболее распознаваемым «конфликтным» характеристикам относятся: пол, возраст, социальный статус, образование и уровень доходов.
Так, в смешанных по полу группах мужчины обычно говорят больше, чем женщины, к тому же им свойственно желание «произвести впечатление» посредством демонстрации своих интеллектуальных способностей.
Участники более старшего возраста тоже пользуются большим авторитетом. Люди с более высоким социальным статусом привыкли «командовать», настаивать на собственных выводах. Обладатели более высокого уровня образования обычно красноречивы, хорошо формулируют фразы. В их присутствии люди с более низким образованием предпочитают «помалкивать». При формировании группы, таким образом, желательно постараться добиться относительной однородности.
При решении вопроса о количестве участников специалисты советуют не набирать в группу меньше пяти человек (иначе охват будет немногим шире, чем беседа с одним респондентом), но и не приглашать более 10 человек (участники в такой ситуации разбиваются на "лагеря" сторонников какого-либо мнения).
Учитывая сложность, деликатность например, проблем зависимостей от ПАВ, специалисты рекомендуют выносить на обсуждение не более одной темы.
Примерный перечень тем для обсуждения:
Каковы основные причины употребления ПАВ?
Какие проблемы, связанные с употреблением ПАВ, существуют в вашем районе?
Каковы факторы защиты и факторы риска для основной целевой группы? и др.
Исходя из пределов психологической вовлечённости в дискуссию, участники фокус группы проявляют к ней интерес в течении не более чем полутора часов, при более длительном обсуждении обычно высказываются неохотно. На вовлечённость приглашённых на беседу, также влияет настроение и интерес к теме.
При обсуждении темы можно использовать как открытые, так и закрытые вопросы любого уровня сложности. По степени важности все вопросы делятся на:
1.                 Основные.
2.                 Направляющие (сопровождающиеся вопросом "почему?")
3.                 Проверочные и уточняющие.
4.                 Фактологические (для уточнения информации и деталей).
5.                 Организационные (не связаны с темой, но позволяют организовать работу группы).
Структура плана (гайда) для фокус группы:
1.                 Ознакомительные вопросы, при ответе на которые участники представляются друг другу.
2.                 Вводные – дают возможность рассказать о фактах, имеющих отношение к теме.
3.                 Переходные – позволяют участникам узнать об отношении к вопросу других.
4.                 Основные - касаются непосредственно предмета исследования.
Заключительные – позволяют участникам сформулировать собственную позицию.
Модератор отвечает за течение процесса, но не за его содержание. Функции ведущего (модератора) заключаются в том, чтобы направлять дискуссию, противодействовать претензиям на лидерство, конфликтам, групповому давлению. Эти функции определяют ряд требований к модератору, которые касаются его личности, поведения по отношению к группе. Можно выделить некоторые из наиболее важных:
-                    нейтральность по отношению к теме;
-                    компетентность в теме (чтобы руководить процессом, модератор должен достаточно разбираться в теме. Хотя совсем не обязательно всегда демонстрировать это слушателям);
-                    коммуникативная компетентность;
-                    очевидность действий (для решения проблемы члены группы должны быть ознакомлены с порядком протекания работы и процессами, происходящими в группе;
-                    гибкость (должен быть в состоянии быстро изменить порядок работы, если решение задачи развивается иначе, чем было предусмотрено.
В зависимости от темы, характеристик участников модератор может избрать для себя один из нескольких стилей поведения.
1. «Нейтральный» - ведущий полностью ориентирован на квалифицированного респондента, обладающего всеми необходимыми знаниями. В этом случае модератор ограничивается тем, что задаёт правильные вопросы.
2.                 «Эксперт» - модератор демонстрирует отличное знание предмета дискуссии, задаёт профессиональные вопросы, старается повысить темп дискуссии.
3.                 «Третейский судья» - старается сгладить противоречия, снизить накал страстей, достичь компромисса.
4.                 «Психотерапевт». В этом случае ведущий интересуется не фактами и оценками, а мотивациями и самочувствием респондентов.
5.                 «Наивный новичок». Модератор делает вид, что ничего не смыслит в проблеме, играет роль ученика.
6.                 «Бросающий вызов» - ведущий провоцирует столкновение полярных мнений, споры, чтобы участники развили аргументацию.
Возможны комбинации поведенческих схем. Данные дискуссии фиксируются разными способами: стенография, аудиозапись, видеозапись.
Данные, полученные с помощью фокус групп, информация качественная, (вербальные и невербальные данные), обработка их имеет много сложностей. Если данные представлены в виде аудио - или видеозаписи, то нужно сделать расшифровку. При этом обязательно указывайте имена участников фокус - группы, принадлежность высказываний, наиболее сильные эмоциональные реакции, паузы. Следует сгруппировать анализируемый материал, выбрать наиболее значимые категории, которые нужно попытаться проследить во всех проведённых по данной теме фокус группах. По возможности привлекайте для анализа полученного материала других исследователей (психологов, социологов).
Интервью с ключевыми информаторами.
В качестве таковых могут выступать лидеры-ровесники, педагоги, специалисты.
Анкетирование основной целевой группы.
Основательный анализ ситуации, детальное описание основных целевых групп позволяют проектировщику более определённо сформулировать проблему и наметить стратегию её решения. Для анализа ситуации, сбора информации о целевой группе без опроса (в той или иной его форме) обойтись сложно.



Психическое развитие Теоретические подходы к пониманию здоровья Формы и виды здоровья Здоровый образ жизни и его структура Культура здоровья Опрос как одна из форм социологических исследований по изучению и отношению к здоровому образу жизни  Существующие модели профилактики наркомании Модель позитивной профилактики наркомании Современные модели здоровьесбережения Смысл здоровьесберегающей деятельности и факторы, влияющие на здоровье