Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Особенности умственного развития

В основе умственного развития лежат как биологические, так и социальные факторы. Однако, доля вклада биологического и социального в процессы развития индивидуального разума различна: на ранних этапах онтогенеза преобладает значимость биологических факторов, затем их участие уравнивается. По мере взросления индивидуума, роль социальных факторов начинает преобладать.
Учитывая это, необходимо дать характеристику развития биологической основы в процессе становления мышления, т.е. развитие нервной системы. Раньше всего в онтогенезе созревают периферические отделы нервной системы и мозговые структуры, обеспечивающие регуляцию жизненноважных функций: движения, дыхания, пищеварения, выделения. Уже к периоду младшего школьного возраста многие стволовые структуры мозга (спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг – а также мозжечок), несущие врожденные программы регуляции жизнедеятельности, за исключением гипоталамуса, достигают достаточной зрелости. Это же касается жестких (врожденных) программ коры больших полушарий. Все гибкие структуры, ответственные за приобретаемые в онтогенезе формы поведения и мыслительные процессы, продолжают интенсивно развиваться в младшем школьном возрасте и в подростковом периоде (периоде полового созревания).
В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) практически созревают все структуры нервной системы, определяющие восприятие, переработку и хранение поступающей информации. Это касается как периферической, так ицентральной нервной системы. В результате устанавливаются гармоничные возбудительно - тормозные взаимоотношения коры и подкорковых стволовых отделов мозга, которые достигают совершенства по завершении этого периода. Вместе с тем, созревание гибких (ассоциативных) структур лобных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих формирование сложных эмоций, сознания и самосознания, хотя и достигает достаточно высокого уровня, окончательно завершается лишь к концу юношеского возраста. Следовательно, представители юношеского возраста практически имеют достаточно развитую биологическую основу, создающую условия для формирования высших человеческих (мыслительных) функций: восприятия, внимания, мотиваций, эмоций, памяти, членораздельной речи. Первым звеном мышления является восприятие, функцию которого выполняют нервные чувствительные системы (структуры). Они выбирают значимую информацию из окружающей среды, кодируют в форме нервных импульсов, передают в центральное звено, где происходит его сложная обработка, декодирование и в результате, в форме нервной модели возникает субъективный образ о действующем «предмете».
В онтогенезе происходит постепенное развитие восприятия действительности из элементарной конкретной формы в сложную абстрактную (интеллектуальную). В подростковом возрасте интеллектуализация восприятия проявляется в форме фантазирования,воображения, творчества, восприятия себя (своего «Я»), на основе которого развивается «Я - концепция».



Услуги, которые оказываются в системе образования  Платные и бесплатные образовательные услуги  Возрастная периодизация Юношеский возрастной период ВФ МГИУ-чемпион области!!! Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Стих о ВФ МГИУ Освобождение Смоленщины.Митинг Значение эстетического воспитания личности в современное время Посвящение в студенты