Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Опрос как одна из форм социологических исследований по изучению и отношению к здоровому образу жизни

Опрос как одна из форм социологических исследований по изучению и отношению к здоровому образу жизни
 
Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к определённым людям. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных состояниях людей, о мотивах их поступков, их отношении к событиям, о потребностях и намерениях. Интервью и анкетирование – виды социологического опроса.
В ситуации опроса лицо, проводящее опрос (условно, социолог) и респондент (чьё мнение для вас интересно и значимо) находятся в неравных условиях. Социологу нужно получить ответы о мотивах употребления ПАВ, о формах и способах проведения досуга тинэйджерами, например, а опрашиваемые могут не захотеть (и имеют полное право!) отвечать. Следовательно, ваша задача постараться расположить к себе респондентов, настроить их доброжелательно, побудить отвечать на вопросы. Достигается это разными способами, в том числе обычно каждая беседа (или анкета) начинается с обращения к респонденту, объясняющего смысл исследования и призывающего к сотрудничеству.
Важным является и умение удачно выбрать время и место для проведения опроса, которые располагали бы к беседе на определённую тему.
Особый вопрос, на котором социологи всегда останавливают внимание респондентов – это анонимность опроса, то есть отсутствие в вопросах интервью, в анкете сведений, по которым можно однозначно установить личность отвечающего. Респондент должен быть уверен, что его участие в опросе ни при каких условиях не будет иметь для него отрицательных последствий. Это особенно важно при опросах в учреждениях, малых и формальных группах. Лицо, проводящее опрос, не только обязано сообщить об анонимности опроса, но и своими действиями и самой процедурой опроса подтвердить его анонимность.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Социологией накоплен богатейший опыт умелого задавания вопросов и разработана целая система правил их составления. Выделим некоторые существенные моменты.
Вопросы бывают открытые и закрытые. Для ответа на закрытый вопрос респонденту предлагают варианты, из них он выбирает (и отмечает) тот, который его устраивает. Например:
«Где чаще всего, по вашему мнению, происходит употребление наркотиков?» Отметьте нужный вариант:
1. На дискотеке
2. На вечеринках, тусовках
3. В учебных заведениях
4. В подъездах, подвалах
5. Дома
6. Где ещё_______________
На открытый вопрос вариантов ответа не предлагается, респондент отвечает произвольно. В анкете для записи ответа оставляют свободное место.
В анкетах обычно используются оба типа вопросов, хотя, безусловно, закрытые вопросы ставят намного чаще. Достоинствами закрытых вопросов по сравнению с открытыми являются:
А) простота и сравнительная быстрота ответа (над ответом на открытый вопрос надо дольше думать, к тому же его нужно ещё суметь сформулировать);
Б) однозначная интерпретация вопроса в русле предлагаемых вариантов-подсказок ответа;
В) простота обработки данных.
Открытые вопросы применяются, как правило, на стадии проб, в ситуации, когда трудно заранее предугадать возможные ответы, а также в ситуациях, когда «закрывать» вопрос просто нерационально «по техническим причинам» - у ответа слишком много вариантов.
При разработке закрытых вопросов надо помнить о трёх главных «нельзя».
Нельзя объединять в одной формулировке (как вопроса, так и варианта ответа) несколько идей.
Нельзя предлагать на один вопрос варианты ответа из разных смысловых рядов.
Нельзя в качестве вариантов ответом использовать оценочные суждения, типа «хорошо – плохо», « интересно – неинтересно», которые могут быть поняты по-разному.
Закрытые вопросы бывают альтернативные и не альтернативные.
Если варианты ответов являются взаимоисключающими, то есть можно выбрать только один вариант ответа, то такой вопрос называется альтернативным. Например: «Употребляют ли ваши знакомые наркотики?, да, нет, затрудняюсь ответить».
Если по логике вещей на вопрос можно дать несколько ответов, которые не исключают друг друга, то это не альтернативный вопрос. Например:
«Что, на ваш взгляд, может быть мотивом употребления наркотиков?
1. получение удовольствия
любопытство
желание не выглядеть «белой вороной»
мода
просто так за компанию
неурядицы в семейной и личной жизни; жизненные катастрофы и потрясения».
Разрабатывая варианты ответов надо помнить, что:
А) число вариантов не должно быть слишком большим (желательно не более 7-10), иначе респонденту трудно сделать выбор;
Б) там, где это допустимо по смыслу, хорошо включать варианты типа «затрудняюсь ответить», «трудно сказать», «не помню», позволяющие респонденту уйти от ответа, что лучше, чем вынудить его отвечать неискренне;
В) там, где возможны ответы, неучтённые предлагаемыми вариантами, следует добавить как вариант: «другое (напишите)», оставив место для ответа(такой вопрос называется полузакрытым). Место для ответа должно быть достаточно просторным, иначе респонденты просто не будут ничего вписывать.
Основные правила составления анкеты.
Разработке анкеты обычно предшествует этап, который называется «работа над понятийным аппаратом исследования». В результате этой работы определяется перечень признаков, описывающих изучаемое явление. Например, если Вы предполагаете замерить остроту или масштаб проблемы зависимости от ПАВ в молодёжной среде в вашем городе, то прежде надо провести содержательный анализ, уточнив понятия «зависимость», определив возможные уровни её развития. Нужно также решить, что вы понимаете под «причиной» формирования такой зависимости (мотивы или обстоятельства) и «частотой». И только после этого приступать к определению соответствующих социальных характеристик.
Очередной этап разработки анкеты – это просмотр и отбор тех социальных характеристик, которые будут включены в опросник, и предварительная формулировка вопросов. Критериями при этом являются два параметра:
величина и сложность анкеты;
особенности памяти и восприятия респондентов.
Анкета должна быть такой, чтобы её заполнение не было слишком обременительным и трудным, а, напротив, по возможности интересным и увлекательным. Не стоит в анкету включать вопросы, над которыми надо ломать голову. Общее количество вопросов должно быть сведено к разумному минимуму. Она должна быть рассчитана максимум на полчаса работы с ней.
Не следует в анкету включать вопросы, правильно ответить на которые невозможно или затруднительно из-за того, что опрашиваемый просто не помнит о том, что и как было на самом деле, или не понимает, о чём его спрашивают. Нельзя формулировать вопросы слишком прямолинейно.
После того, как вы определили список вопросов, начинаете работать с каждым отдельным вопросом. Прежде всего, следует решить, будет ли вопрос открытым или закрытым, во втором случае определяется набор вариантов ответа. При окончательной формулировке вопросов и вариантов ответов, надо учитывать, к какому контингенту обращена анкета с тем, чтобы использовать понятную и привычную для данной аудитории лексику.
Наконец, нужно определить способ заполнения анкеты респондентом. Он связан со способом кодировки вариантов ответов. Это может быть нумерация ответов (номер ответа рассматривается как код), либо, если вариантов ответа мало (не более трёх) и анкета будет обрабатываться вручную, то можно предложить респонденту подчеркнуть устраивающий его вариант ответа. Желательно, чтобы способ заполнения анкеты был единым для всех вопросов.
В структуре любой анкеты есть блок вопросов об основных социально-демографических характеристиках респондента – так называемая паспортичка.
В неё входят такие данные как пол, возраст, образование, район (регион, место) проживания, состав семьи и т д.
Данные паспортички используются при анализе результатов анкетирования для определения особенностей различных социально-демографических групп. Набор признаков, включаемых в паспортичку, определяется содержанием конкретной анкеты и предполагаемыми направлениями анализа.
После того, как готовы все вопросы, включая паспортичку, составляют саму анкету, то есть определяют порядок, в котором будут задаваться вопросы, составляется обращение к респонденту. В обращении кратко(1-2 предложения) излагают, чему посвящён опрос, а затем – как заполнять анкету.
Определяя порядок вопросов, следует:
соблюдать определённую логику в их последовательности, например, вопрос «Как Вы относитесь к наркомании в молодёжной среде?» должен предшествовать вопросу о мотивах, месте употребления наркотиков.
Начинать с более простых и лёгких вопросов, отодвигая самые сложные к середине анкеты. Особое значение имеет первый вопрос. Который должен помочь респонденту включиться в работу над анкетой;
Паспортичку предпочтительнее помещать в самый конец анкеты.
При разработке анкет в полной мере оправдывается поговорка « ум хорошо, а два лучше». Поэтому всегда полезно обсудить анкету с коллегами.
При размещении вопросов и ответов на листе нужно обратить внимание на следующие моменты:
 вопросы должны быть пронумерованы и отделены друг от друга заметными промежутками;
 запись вариантов ответов должна отличаться от записи вопроса (можно использовать другой шрифт, либо втяжку вправо);
 каждый вопрос с вариантами ответов должен целиком помещаться на листе, переносы недопустимы.
Социолог исследует не личное, а общественное мнение, не просто отдельную личность, а социальный тип личности. Достоверность и объективность данных, полученных с помощью опроса, обеспечивается анонимным характером процедуры опроса, качеством инструментария (анкеты, прежде всего) и выборки (построением выборочной совокупности)
Зачастую кажется привлекательным опросить всю целевую группу, но это связано со значительными организационными и финансовыми трудностями. Сплошной опрос разумнее заменить выборочным. Возможность такой замены обусловлена статистическим характером социологической информации, при котором проявляется действие закона больших чисел. Суть этого закона состоит в том, что при достаточно большом числе наблюдений случайные отклонения взаимно уравновешивают друг друга и итоговый результат практически не зависит от случая. Это означает, что при достаточном объёме выборки добавление в неё новых элементов не изменит итогового результата.
Выборка – это совокупность тех элементов объекта исследования, которая будет непосредственно изучаться. Представительность (репрезентативность) выборки – это свойство выборочной совокупности отражать основные значимые в данном исследовании характеристики генеральной совокупности или всей совокупности единиц наблюдения, обладающих интересующими исследователей свойствами. Выборочную совокупность можно рассматривать как модель генеральной совокупности.
Результативность исследования в значительной степени определяется качеством построения выборки и тщательностью подготовки его инструментария.
Для того, чтобы проверить качество инструментария проводится пробное исследование на небольшой группе респондентов. При его проведении могут обнаружиться те недочёты подготовки исследования и инструментария, которые были допущены при разработке программы исследования.
Заключительный и самый трудоёмкий этап социологического исследования – обработка собранной информации.
Сначала проводится проверка заполнения анкет на полноту и правильность и определяется итоговый объём обрабатываемого массива анкет.
Анкета бракуется, если в ней обнаруживается хотя бы один из следующих недостатков:
 в анкете не заполнена паспортичка;
 в анкете отсутствуют ответы на ключевые вопросы;
 в анкете встречаются такие ошибки заполнения, которые невозможно исправить, например, когда на альтернативный вопрос даётся больше одного ответа.
Первоначально проводится обработка открытых и полузакрытых вопросов, их дополнительная кодировка. Каждый вопрос «закрывается», то есть все близкие по смыслу варианты ответов объединяются в несколько содержательных групп, каждой из которых присваивается номер-код. В итоге есть массив анкет. В которых на каждый вопрос проставлен код ответа.
Затем проводится статистическая обработка полученных данных. Она проводится, как правило, на компьютере с использованием специально составленных программ. Однако, если анкета невелика (до 10-ти вопросов) и массив анкет небольшой (до 150 анкет), обработку можно проводить вручную, составляя ряды распределения для каждого вопроса и группировочные таблицы ключевых вопросов с некоторыми вопросами паспортички.
Ряд распределения для вопроса – это ряд чисел, каждое из которых означает частоту (количество) выбора соответствующего варианта ответа на данный вопрос в рассматриваемой совокупности анкет. Ряд чисел – частот дополняется рядом процентов, в котором каждой частоте соответствует её доля, выраженная в процентах, в рассматриваемой совокупности анкет.
Часто, анализируя результаты обработки, используют средние характеристики, например среднюю арифметическую для количественных признаков, которая определяется как сумма всех вариантов ответа, делённая на количество вариантов.
При анализе результатов анкетирования часто бывает удобно пользоваться графической формой их изображения. Наибольшее распространение имеют прямоугольные и круговые диаграммы, различные графики.
Планируя исследование, Вы предполагаете, какие данные хотели бы получить, какие зависимости исследовать. В соответствии с вашими целями и проводится анализ результатов.
Интервью и анкетирование равно широко распространены, во многих исследованиях используется сочетание обоих методов.



Теоретические подходы к пониманию здоровья Формы и виды здоровья Здоровый образ жизни и его структура Культура здоровья Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни молодежи Существующие модели профилактики наркомании Модель позитивной профилактики наркомании Современные модели здоровьесбережения Смысл здоровьесберегающей деятельности и факторы, влияющие на здоровье Все за и против вредных превычек