Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Существующие модели профилактики наркомании

Существующие модели профилактики наркомании
В мировой практике существует ряд подходов и моделей профилактики наркомании и обучения здоровому образу жизни, в частности, медицинская и образовательная модели, а также модели, учитывающие социальные и личностные факторы (например, психосоциальная модель, модель улучшения здоровья и др.).
Согласно медицинской модели, информация определяет отношение, а отношение определяет поведение человека, т.е. если человек знает о вреде, опасности какого- либо поведения, то он будет относиться к такому поведению отрицательно и будет воздерживаться от него, и наоборот, если человеку известно, что определенное поведение полезно для здоровья, то это знание автоматически приводит к положительному отношению и соответствующему поведению.
В образовательных моделях акцент в профилактических мероприятиях ставится на обучение навыкам, необходимым для принятия решения на основании достоверной информации.
В основе психосоциальной модели лежит положение о том, что основными причинами аддиктивного поведения является неумение противостоять групповому давлению, неумение разрешать конфликтные ситуации и делать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков. В качестве методов развития уверенности, навыков противостояния групповому давлению, решению конфликтных ситуаций и умения использовать эффективные стратегии поведения в ситуации предложения наркотиков используется социально-психологический тренинг, психологическое консультирование.
Ставка в модели моральных принципов делается на то, что потребление наркотиков является аморальным и неэтичным. Она эффективна в периоды общественного и религиозного подъема населения, отзывчивого на народную беду. В наших условиях эта модель может быть использована, в сочетании с другими, как один из выходов затянувшегося кризиса через возрождение духовности и российского патриотизма.
Модель улучшения здоровья предполагает реализацию программ, которые могут быть использованы при профилактической антинаркотической работе, нацеленных на предупреждение сердечно-сосудистых, психических заболеваний, рака легких, цирроза печени и других. Оздоровительные программы поощряют развитие альтернативных употреблению ПАВ привычек – занятия физической культурой и спортом, стремление вести здоровый образ жизни и т.д.
Отечественная концептуальная модель профилактики наркомании и токсикомании была предложена в 1994 году учеными Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским. На базе данной модели были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста и учителей средних школ.
Основой для создания концептуальной модели послужило исследование Н.А. Сироты копинг-поведения трех групп подростков: условно здоровых школьников, подростков, воспитывающихся без родителей, и подростков с аддиктивными формами поведения, в котором были определены условные крайние позиции превентивного процесса психосоциальных расстройств и разработаны теоретические модели копинг-поведения подростков, в частности модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения.
Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессирующего фактора на личность, называется копинг-поведением.
Специалисты выделяют два вида копинг-поведения: пассивное, при котором для снятия эмоционального напряжения человек использует внутренние формы преодоления стресса, и активное, при котором человек изменяет способ взаимодействия с окружающей средой. Для совладения со стрессом человек использует собственные стратегии (копинг–стратегии) на основании имеющегося у него опыта (личностные и средовые копинг - ресурсы).
Копинг–стратегии – способы управления стрессирующими факторами, возникающие как ответ личности на стрессовое воздействие.
Копинг–ресурсы – относительно стабильные характеристики людей Ии их окружающей среды, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию способов совладания с ним. Недостаточное развитие копинг–ресурсов способствует формированию дезадаптивного копинг–поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.
К копинг–ресурсам личности относятся:                                   
-                   развитость когнитивной сферы, позволяющей адекватно оценивать воздействие окружающей среды;
-                   представление человека о себе (Я - концепция);
-                   умение контролировать свою жизнь и брать на себя ответственность за нее; умение общаться с людьми, социальная компетентность;
-                   стремление быть вместе с людьми (аффилиация);
-                   умение сопереживать окружающим (эмпатия) и др.
Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения разработана на основе результатов исследования подростков с аддиктивным поведением.
Для этой группы подростков характерно сочетание пассивных и активных копинг-стратегий. Это выражалось в следующих особенностях:
1) применение в качестве ведущей стратегии базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки;
2) несогласованность когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих копинг-поведения;
3) преобладание в структуре копинг-поведения не со­ответствующих возрасту детских копинг-стратегий;
4) дефицит навыков активного использования копинг-стратегии разрешения проблем и замена ее на копинг-стратегию избегания с использованием фармакологического механизма реализации данной стратегии;
5) неустойчивость, флюктуация мотивации достижения успеха либо преобладание мотивации избегания неудачи;
6) преимущественная направленность совладеющего поведения не на стрессор, а на редукцию возникающего психоэмоционального напряжения, подчиненность среде и псевдокомпенсаторный характер поведенческой активности;
7) низкая эффективность блока личностных и средовых копинг-ресурсов в целом и каждого компонента в отдельности.
Модель включает в себя: наличие неустойчивой, негативной или искаженной Я-концепции, неразвитость восприятия социальной поддержки, неоднозначную по эффективности и направленности социальную поддержку (от адекватных социально-поддерживающих сетей до неадекватных наркоманических), неустойчивый или низкий уровень субъективного локуса контроля над средой, относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки.
Рассматриваемый вид копинг-поведения носит псевдоадаптивный характер.Решение жизненных проблем подростками часто ассоциируется с разрешением проблем, связанных с наркотизацией. Наркотик воспринимается ими как средство преодоления проблем одиночества, нарушенной коммуникации, плохого самочувствия и т.д., что фактически создает иллюзию решения проблем в результате его употребления. Изменяя свое психическое состояние с помощью психоактивных веществ, подростки пытаются хотя бы на время устранить контроль среды над собой, добиться ощущения ее отчуждения, снять психоэмоциольнальное напряжение. Таким образом они реализуют фармакологический механизм стратегии избегания.
Социально-поддерживающий процесс также носит псевдоадаптивный характер.Подростки с аддиктивным поведением пытаются преодолеть стресс, надеются на поддержку со стороны окружающих, а взамен получают негативный образец поддержки наркотизирующейся группы. Подростки в большей степени нацелены на восприятие поддержки именно со стороны наркотизирующейся группы, и в меньшей степени — на просоциальное поддерживающее окружение (семья, друзья, учителя, врачи и т.д.).
Негативный вариант развития аддиктивного копинг-поведения представляет собой формирование наркоманической зависимости, проходящей через определенные стадии развития и приводящей к социальной дезинтеграции, изоляции, дезадаптации. Используемая при аддиктивном поведении копинг-стратегия избегания и слаборазвитые копинг-ресурсы повышают индивидуальную чувствительность подростков к стрессу и являются психологическими факторами риска дезадаптивного поведения.
К психологическим факторам риска формирования дезадаптивного аддиктивного копинг-поведения подростков относятся: регулярное использование пассивной копинг-стратегии избегания, низкая эффективность стратегии поиска социальной поддержки, отсутствие сформированных навыков активного разрешения проблем, наличие негативной, искаженной, деформированной           Я-концепции, низкий уровень восприятия социальной поддержки и его направленность в сторону асоциальной группы наркотизирующихся, получение социальной поддержки от партнеров по наркотизации, неустойчивый уровень субъективного контроля над средой, высокая чувствительность к отвержению, отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки.
В то же время в структуре копинг-поведения наркотизирующихся подростков имелись и психологические факторы устойчивости к стрессу, определяющие способность сохранять здоровье под влиянием стрессогенных факторов. К ним относятся: развитая базисная копинг-стратегия поиска социальной поддержки, направленность восприятия социальной поддержки не только в сторону наркотизирующейся группы, но и в сторону просоциальных поддерживающих сетей, наличие социальной поддержки со стороны семьи, друзей, значимых других, развитые аффилиация и эмпатия.
Используя данную модель, развивая психологические факторы стрессоустойчивости подростков с аддиктивными формами поведения, специалисты могут помочь подросткам вернуть способность сохранять здоровье под влиянием стрессовых воздействий.
Большой интерес представляет антропологический подход к профилактике наркомании. Некоторые ученые и практики (Слободчиков В.И. и др.), считают, что за проблемой употребления наркотиков и других форм аддиктивного поведения у подростков и молодежи стоят проблемы их личности, а наркотики, алкоголь, компьютерные, азартные игры являются лишь средством иллюзорного решения ими глубинных конфликтов своей личности. Истоки таких конфликтов часто кроются в неспособности молодых людей удовлетворять, а зачастую и осознавать собственные витальные потребности. Причем неудовлетворенность высших, духовных потребностей для человека зачастую более разрушительна, чем низших.
Исходя из антропологического подхода, человека рассматривают в единстве духа, души и тела, а природа наркомании – духовна, наркомания – это злокачественное поражение духа человека разрушительными демоническими силами. Поскольку наркотики (а вследствие пристрастия к ним – наркомания) являются лишь одним из иллюзорных средств разрешения внутренних (психологических, социальных, духовных) конфликтов личности, то их причиной прежде всего является неосознанность потребителями наркотиков собственных витальных (жизненно важных) потребностей, а в случае их осознания – неумение их удовлетворить адекватными средствами. Авторы подхода особо выделяют две потребности – потребность в любви и трансцендентальную потребность (поиск смысла жизни, истины, красоты и т.п.), отмечая при этом, что степень их осознанности и удовлетворенности напрямую связана с таким явлением, как наркомания, и ее профилактикой.
Основная идея представителей данного направления, в том что смысл первичной профилактики зависимостей заключается прежде всего в том, чтобы помочь молодому человеку сохранить или вновь обрести свою способность любить и верить, быть целостным и свободным.



Формы и виды здоровья Здоровый образ жизни и его структура Культура здоровья Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни молодежи Опрос как одна из форм социологических исследований по изучению и отношению к здоровому образу жизни  Модель позитивной профилактики наркомании Современные модели здоровьесбережения Смысл здоровьесберегающей деятельности и факторы, влияющие на здоровье Все за и против вредных превычек Патриотическое воспитание в филиале мФГБОУ ВПО "МГИУ" в г. Вязьме