Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Формы и виды здоровья

Формы и виды здоровья
Телесное или физическое здоровье - это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.
Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).
Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.
Критерии социально-психологического здоровья человека:
• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
• позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;
• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.
Исследования показывают, что категория «здоровье» занимает первое или одно из первых мест среди жизненных ценностей различных групп населения, в том числе студенческой молодежи. Вместе с тем, реализации данной ценности в жизни препятствует совершенно недостаточный уровень сформированности социально-культурных эталонов здоровья, которые определяют субъективную модель здорового человека и выбор способов достижения этой цели. Большинство людей не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, путях и методах их достижения. В современных условиях все еще недостаточно ценностное отношение к здоровью человека на общественном уровне, что является серьезным препятствием для повышения мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья.
В исследовании П.И. Калью анализируются около 80 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Он отмечает шесть типов существующих элементов определения здоровья [Цит. по Рожнов Р.В., 2006]:
здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;
здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;
здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;
способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;
отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;
полное физическое, умственное и социальное благополучие.
Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
• наличие ориентации на реальность;
• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
• спонтанность;
• центрированность на проблеме, а не на себе;
• наличие потребности в одиночестве;
• автономность и независимость;
• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
• духовность;
• идентификация с человечеством;
• способность к близким отношениям с людьми;
• наличие чувства юмора;
• высокая креативность и др.
По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Личностное душевное здоровье детерминирует становление и развитие душевного здоровья нации. Духовное единение, душевное здоровье народа -необычайный фермент его полнокровной жизнедеятельности и, что особенно важно - мощный источник его социального оптимизма, при наличии которого общество способно решать масштабные проблемы (В.М. Шепель).



Три основные стадии социализации спортсмена Сохранение здорового образа жизни современной молодежи Развитие физкультуры и спорта как одна из составляющих социальной политики государства Психическое развитие Теоретические подходы к пониманию здоровья Здоровый образ жизни и его структура Культура здоровья Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни молодежи Опрос как одна из форм социологических исследований по изучению и отношению к здоровому образу жизни  Существующие модели профилактики наркомании