Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Значение вопросов воспитания в настоящее время

Значение вопросов воспитания в настоящее время
Вопросы воспитания в последние годы стали чаще волновать педагогов как школьных, так и вузовских. Кризисные явления в системе образования (как среднего, так и высшего) связывают не только с социально-экономическими проблемами страны, но и с отсутствием четкой программы, продуманных методов и форм воспитательной работы. В современный период развития человеческого общества чисто «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, а моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования.
Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе дает понимание цели воспитания как развитие и совершенствование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Ядром современной модели специалиста должно выступать развитие личности, системы ее ценностных ориентации и мотивов деятельности, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию.
Отсюда следует, что высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости создания в вузе «культурной атмосферы» - гуманитарной среды, как совокупности социальных структур, людей, методик, технологий, ценностей и принципов, создающих особое социокультурное пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру. Именно она может оказать решающее воздействие на развитие личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.
Несмотря на предпринимаемые шаги, направленные на научное осмысление проблемы воспитания в вузе, данная деятельность в высшей школе носит бессистемный характер. Понятно, что проблемы вуза в сфере воспитания сложны и достаточно многочисленны: отсутствие методик, технологий, типовых форм организации воспитательной деятельности, низкий уровень специальной квалификации у большинства специалистов-воспитателей, ограничение кадрового обеспечения сферы воспитания, несформированность системы сбора и анализа информации о результатах воспитательной работы, отсутствие целевого бюджетного финансирования и т.д. Это общие проблемы для всех вузов, однако, одни вузы делают попытки решать стоящие перед ними задачи воспитания, а другие пребывают в состоянии смиренного ожидания и бездействия.
Не все зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы - это то, чем мы преподаватели занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. У студентов будет развиваться добросовестность, трудолюбие исполнительность, ответственность, и другие положительные качества, если весь вуз, организация в нем различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду. Это означает соблюдение учебной дисциплины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним.
Приверженность преподавателей здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и соответствующий ситуации стиль одежды.Примером выживших в эти трудные годы и развивающихся вузов является ВФ БГОУ МГИУ.
Второй воспитательной составляющей учебного процесса является специфическая составляющая. Это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств личности студента. В процессе обучения любой дисциплины важны четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате и т.д. формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, иначе говоря, связаны положительной обратной связью. Улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса. Хорошо воспитанный человек, обладающий ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга, жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добьется более значительных успехов в учебе по сравнению с менее культурным человеком.
Конечно, сегодня наши потери в виде неуспевающих студентов, не желающих учиться, достаточно велики. Но растет количество тех студентов, для которых приобретаемые в вузе компетенции имеют конкретную значимость для будущей профессиональной деятельности. Цель каждой кафедры вуза - создать необходимые условия, использовать разнообразные формы и виды учебной деятельности для заинтересованного изучения студентами своих предметов.
Внеучебная воспитательная работа сегодня требует сохранения существующих эффективных форм, поиска и создания новых форм и разработки воспитательных технологий. В нашем вузе поддерживаются образовательные, научные, культурные традиции, практикуются такие внеучебные воспитательные мероприятия как работа спортивных секций, художественных студий, музыкальных ансамблей, проведение музыкальных и тематических вечеров, организация спортивных соревнований и др.
Несмотря на определенные успехи, следует серьезно задуматься о формировании специальной структуры управления воспитательной внеаудиторной работой в вузе, которая бы взяла под свой контроль разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу кураторов, организацию культурного досуга студентов, привлечение студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в трудоустройстве.



Совместная деятельность способствует воспитанию О выявлении эстетического потенциала Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма Приобщение к эстетическим ценностям Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов Воспитание личности при помощи эстетической культуры Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние