Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Современные педагогические подходы воспитательной деятельности

Современные педагогические подходы воспитательной деятельности
Раскрытие современных подходов к исследованию проблемы воспитательной деятельности предполагает: определение ведущих понятий нашего исследования; анализ состояния проблемы и ее методологических оснований, содержащихся в отечественных и зарубежных теоретических источниках; сопоставление различных подходов к указанной проблеме; анализ существующей практики в русле рассматриваемой проблемы.
Вопрос эффективности воспитательной деятельности, как условия развития личности в рамках профессионального становления, вынесен самим временем для теоретического и экспериментального изучения. Истоки проблемы воспитательной деятельности содержатся в раскрытии фундаментальных межпредметных понятий деятельности, сознания, личности, которые сложились в философии, логике, социологии, психологии.
В качестве мировоззренческого принципа категория деятельности утвердилась, начинаясь с немецкой классической философии - с Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Особенно полно всеобщие схемы деятельности, характеристика ее исторического развития в процессах преобразования человеком природы и самого себя были описаны в работах Гегеля по диалектической логике.
Всеобщая структура деятельности включает в себя: цель, средства, результат. В диалектико-материалистической философии, основы которой заложил К. Маркс, понятие деятельности является исходной категорией, определяющей специфику, сущность общественно-исторического бытия людей.
В последние десятилетия проведены серьезные исследования, связанные с различными философско-логическими аспектами категории деятельности. Свой вклад в их разработку внесли Л.П. Буева, В.В. Давыдов, М.С.Каган, ЮЛ. Плетников, Э.Г. Юдин и другие. В.В. Давыдов, давая определение деятельности, отмечал, что «деятельность - это специфическая форма общественно-исторического бытия, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат. При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам субъект».
В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева создана специальная теория деятельности, в которой деятельность рассматривается как особого рода активность, в результате которой порождается сознание и которая в свою очередь сознанием регулируется.
Обобщенное понятие деятельности дано в Философском энциклопедическом словаре: «Деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Характеризуя феномен деятельности, наряду с преобразующим и целеполагающим характером, исследователи АС. Арсентьев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов, P.P. Кондратов, Ф.Т. Михайлов отмечают и другие ее особенности: целостность, открытость, универсальность, творческий характер.
С точки зрения диалектико-материалистического философского понимания происходило исследование деятельности в отечественной психологии. Анализ теоретических источников показал, что термин «деятельность» в психологии используется в разных аспектах. В широком смысле он употребляется в связи с принципом единства психики и деятельности. Вместе с тем, на основе методологического принципа единства психики и деятельности в психологии разрабатывается собственно деятельностный подход, спецификой которого является то, что внутренняя активность субъекта рассматривается как обладающая определенной структурой.
Общепсихологическую теорию деятельности, начиная с 20-х годов, создавали многие ученые, но особенно большой вклад в нее внесли А.Н.Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Различные варианты психологической теории деятельности появляются и в западных странах.
А.Н. Леонтьев обосновал положение о том, что ядром психологической теории деятельности является принцип предметности. Предмет при этом понимался им не как некий объект, существующий сам по себе и лишь воздействующий на субъект, а как то, на что «направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процесс его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия». В работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность»  представлено психологическое строение деятельности, имеющее следующие составляющие: потребность - мотив -цель - условие достижения цели при этом единство цели и условий составляет задачу. Достижение цели в определенных условиях, или решение задачи осуществляется человеком посредством выполнения действий, само действие состоит из операций, соответствующих условиям задачи.
В связи с разработками различными науками категории «деятельности» в исследовательской практике возникло представление о «деятельно-стном подходе» к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека, выражающее некоторую направленность в подходе к человеку на основе использования различных компонентов понятия деятельности. Деятельностный подход, по мнению В.В. Загвязинского, предполагает «направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности студента, ибо только через собственную деятельность он усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Объекту исследования, воспитательной деятельности присущи как общие черты человеческой деятельности, так и специфические особенности, свойственные только данному виду деятельности.
Среди общих черт исследователи чаще всего выделяют следующие:
• как и любая человеческая деятельность - воспитательная носит осознанный характер (ее субъект ставит перед собой определенную цель и обладает способностью к рефлексии своих действий);
• воспитательная деятельность, как и любая другая, обладает признаком социальности, является социально-нормативной и усваиваемой формой функционирования человека;
• воспитательная деятельность является выражением человеческой активности, побуждается конкретными мотивами и направлена на достижение определенных целей;
• воспитательная деятельность универсальна, она составляет основу овладения любой другой деятельностью;
• как и каждый вид деятельности, воспитательная деятельность представляет собой сложное конструктивное образование.
Выявлено довольно много подходов к определению воспитания, воспитательной деятельности, отличающихся существенными признаками, используемыми при ее описании, поэтому наиболее полное представление о воспитательной деятельности можно получить, характеризуя ее специфические особенности.
На протяжении многих веков педагоги пытались дать определение понятию воспитания, но в связи с его многогранностью единства до сих пор нет. Общепринято под воспитанием понимать целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знаниям, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, деловом, все созданное в процессе исторического развития. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
 Аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», В.И. Гинецинский в работе «Основы теоретической педагогики» отмечает, что:
- воспитание есть процесс, который ведет к определенным изменениям;
- воспитание есть социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей;
- воспитание есть развитие, связанное с реализацией ранее заложенных потенций;
- воспитание есть процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности;
Следовательно, и определение воспитательной деятельности является сложной, многоаспектной теоретической проблемой. Это проявляется в том, что в настоящее время нет единого толкования этого понятия. Выявлено довольно много подходов к определению воспитательной деятельности, отличающихся существенными признаками, используемыми при ее описании, поэтому наиболее полное представление о воспитательной деятельности можно получить, характеризуя ее специфические особенности. В.В. Давыдов отмечает, что воспитательная деятельность - это один из видов практически преобразующей деятельности человека, направленной на изменение (формирование) другого человека, группы или самого себя. Воспитательная деятельность является направленным процессом не только в смысле устремленности к определенному результату (цели), но также и потому, что связанные с ней изменения обусловлены преимущественно изменениями в деятельности лишь одного из участников - объекта педагогического воздействия.
 



Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах Патриотическое воспитание молодежи в наше время Профессиональное становление Формирование правосознания студентов Гармония психофизических сил организма и резервы здоровья студента Физическая культура в обеспечении здоровья студента Появление патриотизма и гражданственности Основы воспитания патриотизма