Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Профессиональное становление

Профессиональное становление
Теоретической основой концепции профессионального становления стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, А.Маслоу, Н.Н. Нечаева, Н.С. Пряжникова, В.Д. Шадрикова, Дж. Холланда и др.
На основе изучения работ данных исследователей Э.Ф. Зеером были выделены положения, характеризующие понятие «профессионального становления»:
- профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
- процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим;
- профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет возможности для самоактуализации;
- индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, а также случайными обстоятельствами;
- знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.
В своем развитии профессиональное становление проходит несколько этапов, предполагающих использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в различные профессионально и социально значимые виды деятельности с целью формирования у нее профессиональной компетентности, профессиональной направленности и профессионально важных качеств.
Вопросы повышения качества подготовки специалистов в индустриально-педагогических учебных заведениях широко освещены в работах С.Я. Батышева, А.А. Булгакова, В.И. Кондрух, Л.В. Левицкой, Л.С. Лында, А.Т. Маленко, П.Н. Новикова, А.И. Пастухова, А.Н. Сергеева, В.А. Скакуна и других.
Можно констатировать, что при профессиональной подготовке студентов не достаточно используются возможности учебно-воспитательного процесса, поскольку воспитательная деятельность не рассматривается как составная часть профессиональной подготовки.
Продуктом такой деятельности станет личность специалиста, гото-вого к осмысленному осуществлению структурных компонентов воспитательной деятельности, как существенной составляющей профессионального становления и профессиональной деятельности. Говоря об актуальности проблемы, необходимо учитывать и то обстоятельство, что, воспитывая подрастающее поколение, общество стремилось, прежде всего, передавать ему свои знания и опыт. Сегодня задача значительно усложнилась, поскольку стало очевидным, что нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придется совершенно в ином обществе, динамически меняющемся. Поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодежи «самостоятельно действовать, принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения». Возникает рассогласование между необходимостью организации воспитательной деятельности как составляющей профессионального становления и отсутствием собственной воспитательной деятельности у студентов. Результатом осознания этой современной истины стало понимание важности и актуальности овладения студентами воспитательной деятельностью.
Проблемы воспитательной деятельности представлены в педагогике и психологии многими исследованиями. Структура деятельности рассмотрена А.Я. Аретом, М.В. Гамезо, В.И. Жерновым, А.Г. Ковалевым, М.С.Коганом, А.С. Макаренко, Ю.А. Миславским, А.К. Осницким, Л.И.Рувинским, В.А. Сухомлинским и др.; с деятельностных позиций трактуют процесс формирования воспитательной деятельности Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Н. Федосеева и др.; значимость мотива цели для успешной организации воспитательной деятельности раскрыта в работах А.Я. Аретова, Е.В. Бондаревской, А.А. Бодалева, ЕЛ. Ильина, А.Г. Ковалева, Л.С. Кравченко, А.И. Кочетова, О.А. Никитиной и др.; средства формирования воспитательной деятельности предложены Е.В. Бондаревской, К.Я.Вазиной, ГГ. Гранатовым, В.А. Караковским, В.Я. Кряквиным, О.В.Лешер, А.Маслоу, Н.Г. Осуховой, Н.М. Таланчуком и др.
Однако, воспитательная деятельность стала предметом специального исследования сравнительно недавно, поэтому не все проблемные области ее рассмотрены всесторонне. Так, в условиях школы, средних специальных заведениях педагогам практически не предложены эффективные пути формирования личности.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между:
- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности в условиях современной политической и социально-экономической системы с одной стороны, и неспособностью современного воспитательного процесса эффективно удовлетворить эту потребность с другой;
- стремительным и повсеместным усложнением всех аспектов профессиональной деятельности, возрастанием информационного потока, объема востребованных знаний, которыми студенту необходимо овладеть с одной стороны и низким уровнем сформированности самообразования, саморазвития, отсутствием рациональных и обобщенных способов деятельности для решения широкого круга проблем с другой;
- необходимостью овладения воспитательной деятельности студентами как ведущего фактора профессионального становления с одной стороны и отсутствием комплекса педагогических условий эффективной организации этой деятельности с другой.



Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах Патриотическое воспитание молодежи в наше время Современные педагогические подходы воспитательной деятельности Формирование правосознания студентов Гармония психофизических сил организма и резервы здоровья студента Физическая культура в обеспечении здоровья студента Появление патриотизма и гражданственности