Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Воспитание в вузе

Воспитание в вузе

Вопросы воспитания в последние годы стали чаще волновать педагогов как школьных, так и вузовских. Кризисные явления в системе образования (как среднего, так и высшего) связывают не только с социально-экономическими проблемами страны, но и с отсутствием четкой программы, продуманных методов и форм воспитательной работы. В современный период развития человеческого общества образование, основанное только на знаниях, оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, а моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования.
Анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в вузе дает понимание цели воспитания как развитие и совершенствование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Ядром современной модели специалиста должно выступать развитие личности, системы ее ценностных ориентации и мотивов деятельности, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию.
Отсюда следует, что высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением о необходимости создания в вузе «культурной атмосферы» - гуманитарной среды, как совокупности социальных структур, людей, методик, технологий, ценностей и принципов, создающих особое социокультурное пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру . Именно она может оказать решающее воздействие на развитие личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.
Несмотря на предпринимаемые шаги, направленные на научное осмысление проблемы воспитания в вузе, данная деятельность в высшей школе носит бессистем¬ный характер. Понятно, что проблемы вуза в сфере воспитания сложны и достаточно многочисленны: отсутствие методик, технологий, типовых форм организации воспитательной деятельности, низкий уровень специальной квалификации у большинства специалистов-воспитателей, ограничение кадрового обеспечения сферы воспитания, несформированность системы сбора и анализа информации о результатах воспитательной работы, отсутствие целевого бюджетного финансирования и т.д. Это общие проблемы для всех вузов, однако, одни вузы делают попытки решать стоящие перед ними задачи воспитания, а другие пребывают в состоянии смиренного ожидания и бездействия.
Не все зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы - это то, чем мы преподаватели занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. У студентов будет развиваться добросовестность, трудолюбие исполнительность, ответственность, и другие положительные качества, если весь вуз, организация в нем различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду. Это означает соблюдение учебной дисци¬плины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним.



Воспитательная работа во внеучебное время Культурно-нравственное воспитание студентов в филиале ФГБОУ ВПО "МГИУ" в г. Вязьме Классические концепции воспитания Планирование воспитательного процесса Воспитание активности учащихся Физкультура и спорт в вузе Направления использования физической культуры и спорта Воспитание здорового образа жизни Сущность нравственного воспитания Структура и функции нравственного воспитания