Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания
 
Гражданско-патриотическое воспитание является ключевым в системе устойчивого политического, социально- экономического развития национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку формируется не только соответствующие мировоззренческие идеалы и принципы, но происходит становление необходимых качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству к выполнению гражданского долга и конституционных обязательств к защите интересов Родины.
Воспитание гражданственности предполагает формирование гражданской позиции личности, гражданского самоопределения внутренней свободы и ответственности за собственный политико-моральный выбор. Все это требует наличия специфических психологических качеств, таких как: гражданское мужество, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстоять точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации роста общества приобретают большую значимость такие свойства как терпимость и уважение к другому мнению , умение убеждать и иметь другую точку зрения.
Главной целью патриотического воспитания является: развитие институциональной системы воспитания студенческой молодежи на основе взаимодействия многоуровневой системы организаций, патриотических учреждений и служб в деле обеспечения целенаправленной работы по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотизма может осуществляться только в познавательной и практической деятельности при использовании методов, форм и средств воспитания, которые стимулируют стремление (потребности) молодых людей к личностному развитию, способствуют формированию сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствуют поведение.
Работа по патриотическому воспитанию строится на принципе интегративности процесса обучения и воспитания. В процессе познания студент овладевает необходимыми знаниями. Молодой человек проходит процесс интериоризации, когда преобразования строения предметной деятельности переходят в структуру внутреннего цикла сознания, поэтому выбранные методы, формы и средства работы во внеучебное время призваны сформировать правильное отношение к социальным ценностям. Знания должны обеспечить понимание. С помощью воспитания осуществляется внесение идей в общественное и индивидуальное сознание, происходит превращение их в убеждения, которые реализуются в социальной практике. Воспитательное значение обучения связано с тем, что оно является одним из основных общественно необходимых видов деятельности, в процессе которого студенты получают определенные знания, которые в дальнейшем они используют в практической деятельности по патриотическому, гражданскому служению Родине.
При организации и реализации процесса патриотического воспитания особое внимание обращается на согласованность основных направлений работы во время учебной и внеучебной деятельности.
Содержание вопросов формирования патриотического сознания, приобретение навыков практической деятельности находит отражение в учебных планах и программах, в планах воспитательной деятельности вуза, при организации работы с общественными организациями (объединениями). В соответствии с целью патриотического воспитания определяются методы, формы и средства в соответствии с содержанием учебной и внеучебной деятельности.
Теоретические и практические формы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях не должны замыкаться только на цели воспитания, которая заложена в самом понятии «патриот», т. е. любви к своему Отечеству. Разделяя мнение А. Н. Вырщикова, М. П. Бузского1 мы согласны с тем, что эта цель должна рассматриваться в широком социальном контексте понимания патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса, где главный упор делается на идеалы служения Отечеству во всех его проявлениях.
В процессе организации работы по воспитанию патриотизма предусматривается внедрение многообразных форм общевоспитательного характера, которые целесообразно использовать в процессе решения общей задачи патриотического воспитания. Их реализация осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса учебных заведений и предусматривает преподавание учебных дисциплин гуманитарных, социально-экономических циклов, организацию исследовательской и практической социально значимой общественной и личностной деятельности студентов, на специализированных факультетах и факультативах гуманитарного профиля, при организации мероприятий патриотической направленности. Предусматриваются и формы расширенного характера, обусловленные спецификой содержания патриотического воспитания. Они характеризуются более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. То есть это вид деятельности, который позволяет расширить познания по вопросам военной службы. К формам этой группы относятся практические занятия на военных кафедрах, организация практических учений, тактико-строевых занятий, проводимых на сборах, организация совместной работы с высшими военными учебными заведениями, воинскими частями и др.
Эффективность работы по воспитанию патриотизма во многом зависит от организации и управления данным процессом. В данной связи определенное значение уделяется работе координационного совета вуза по патриотическому воспитанию. В деятельность координационного совета входят следующие направления работы: координация досуго-вой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советах, мероприятиях патриотической направленности; подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, разработка и проведение мероприятий по подготовке молодежи к достойному служению Отечеству; разработка учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию; подготовка и издание методических материалов по вопросам реализации процесса патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организация и проведение научно-практических конференций по вопросам патриотического воспитания молодежи, конкурсов научных работ, олимпиад; проведение социологических исследований по вопросам отношения молодежи к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени молодежи; разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения; организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей; разработка и внедрение программ формирования у молодежи устойчивых стереотипов здорового образа жизни; организация мероприятий по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде; координация досуговой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советов, мероприятиях патриотической направленности.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их участие в мероприятиях патриотической направленности, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран.



Приобщение к эстетическим ценностям Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом Значение вопросов воспитания в настоящее время Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов Воспитание личности при помощи эстетической культуры Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах Патриотическое воспитание молодежи в наше время Профессиональное становление