Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Формирование правосознания студентов

Формирование правосознания студентов
Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо создать в университете систему гражданско-правового воспитания студентов в течение всего периода их обучения. В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:
- правовое информирование молодых людей;
- формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
- развитие стереотипов правомерного поведения;
- освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
- формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.
Включение студентов в систему правового воспитания, существующую в университете, должно быть осуществлено на первом курсе. На протяжении первых месяцев обучения должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа против возможного антисоциального, противоправного поведения студентов.
Следует ознакомить студентов с Правилами внутреннего распорядка, действующими в помещениях университета: от аудиторий, лабораторий и библиотеки. Студенты должны усвоить, что нарушения правил поведения на территории университета и в ближайшем микрорайоне будут фиксироваться и наказываться в соответствии с предусмотренными нормами. Особое внимание следует обратить на те формы девиантного поведения студентов, за которые предусматривается безусловное исключение из университета:
– воровство в учебных корпусах;
– вандализм;
– распространение и употребление наркотиков;
– распитие спиртных напитков в учебных корпусах;
– нарушение правил пожарной безопасности.
Другие меры наказания могут быть использованы в случае таких
однократных нарушений, как:
– курение в учебных корпусах, грубое, неуважительное отношение к работникам охраны, сотрудникам хозяйственных служб;
– пребывание студентов в не предназначенных для этого местах
(сидение на подоконниках, на полу, на лестничных маршах и т. п.);
– развязное поведение, использование ненормативной лексики
(мата) и т. п.
При организации правового воспитания в университете (циклы
бесед и лекций, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады, общественные просмотры фильмов, спектаклей, телепрограмм) педагогам придется противодействовать разрушительному влиянию некоторых современных средств массовой информации. К сожалению,
многие печатные издания, телевидение, радио, Интернет, компьютерные программы демонстрируют неуважение к правовым нормам поведения, пропагандируют среди молодежи половую распущенность («раскованность»), поэтизируют и романтизируют криминальный мир, проповедуют культ силы. За последние 15-20 лет прежние
нравственные устои и правовые ограничения оказались забытыми, а о существовании нового законодательства многие молодые люди знают понаслышке. В то же время наряду с решением задачи формирования законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать. Конституция Российской Федерации предоставляет всем гражданам России несколько десятков различных прав и свобод (около 60). Разумеется, нельзя подвергнуть мелочной регламентации все элементы повседневной жизни высшего учебного заведения, но следует стремиться к тому, чтобы «правила игры» по большинству моментов, важных для студентов, были четко определены.
Хорошая правовая подготовка в условиях современного рынка труда является необходимой характеристикой для специалиста, выпускника вуза. Организация производственной практики, помощь студентам для временного трудоустройства в период обучения или в каникулярный период, привлечение студентов к выполнению хозяйственных договоров и т. п. дают хороший повод для ознакомления
студентов с основами гражданского, трудового и других отраслей права.
В обобщенном виде основные направления гражданско-правового воспитания студентов складываются из следующих элементов:
- ознакомление студентов с законодательством Российской Федерации о высшей школе, о правах и обязанностях студентов, с Уставом высшего учебного заведения; систематическое консультирование студентов по данным вопросам, особенно в связи с новациями в данной сфере;
- правовое просвещение студентов по широкому кругу вопросов;
- стимулирование самостоятельности и самодеятельности студенческой молодежи;
- развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих организаций и объединений;
- организация деятельности студенческих советов факультетов/института, общежитий, других студенческих организаций;
- включение по возможности всех студентов в деятельность студенческих общественных организаций и объединений;
- организация конкурса на лучшую студенческую группу, лучшую
организацию студенческого самоуправления по разработанным критериям;
- освоение диалогового общения, продуктивного сотрудничества
и личного взаимодействия в учебной группе, на курсе, факультете,
в вузе в целом, изучение психологии, проведение психологических тренингов;
- формирование гражданской позиции, содействие проявлениям
гражданской активности студентов; информирование студентов о мероприятиях, проводимых в муниципалитете, районе, городе, организованное участие студентов в таких мероприятиях;
- разъяснение студентам важности их участия в выборах органов власти различного уровня – от муниципалитетов до президента;
- формирование у студентов высокой электоральной культуры;
– воспитание патриотических чувств; приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора через различные формы конкретной деятельности;
- привлечение студенческой молодежи к участию в различного рода творческой деятельности (научные и экспериментальные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы).



Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах Патриотическое воспитание молодежи в наше время Профессиональное становление Современные педагогические подходы воспитательной деятельности Гармония психофизических сил организма и резервы здоровья студента Физическая культура в обеспечении здоровья студента Появление патриотизма и гражданственности Основы воспитания патриотизма Разработка концепции патриотического воспитания в России