Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

ГЕРОИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ РОССИЙСКИХ ЛЕТЧИКОВ

ГЕРОИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИИ РОССИЙСКИХ ЛЕТЧИКОВ
HEROISM AS A COMPONENT OF THE PROFESSION RUSSIAN PILOTS

Иващенко С.М., ассистент кафедры менеджмента и экономического анализа
Ivashchenko SM, Assistant Department of Management and Economic Analysis

Аннотация
В статье дана сравнительная характеристика поведения военных летчиков России и США в критических ситуациях
Abstract
This paper presents comparative characteristics of the behavior of military pilots Russia and the United States in critical situations

Ключевые слова: героизм, подвиг, профессиональный долг.
Keywords: heroism, feat, professional duty.

В сентябре 2013 года произошла катастрофа с российским военным самолетом: Су-25 упал в понедельник в Краснодарском крае. Самолёт потерял управление в 49 километрах северо-восточнее аэродрома Приморско-Ахтарска. Как сообщили в Минобороны, полет выполнялся без боекомплекта. Но не это важно. Важно другое:
"Тело пилота Су-25, упавшего в понедельник в Краснодарском крае, обнаружено, самолёт при крушении взорвался», - сообщил журналистам начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков... "По докладу с места происшествия, пилот пытался посадить машину на грунт после того, как отвёл её в сторону от ближайшего населённого пункта. От соприкосновения с землёй самолёт взорвался",- сказал Конашенков.
В прошлом году в Белоруссии в аналогичной ситуации погиб подполковник авиации Николай Гриднев.
Катастрофа произошла 12 июня в Гродненской области во время отработки пилотирования на малых и предельно малых высотах. Лётчик, подполковник Николай Гриднев, несмотря на полученное от командования разрешение катапультироваться, остался за штурвалом, чтобы отвести падающий самолёт от деревни. Покинуть кабину он не сумел и погиб.
Таких случаев можно привести ещё много – случаев когда летчики уводили падающий самолет от жилых массивов, чтобы не допустить смерти людей, но при этом погибали сами. Таков был их сознательный выбор. Было бы интересно поднять тему сравнения поведения наших и американских пилотов в аналогичных ситуациях. Наши пилоты гибнут, но уводят самолёты от городов и жилых строений. Так они трактуют свой долг, свой профессиональный служебный долг. Иначе свой долг трактуют американские пилоты, катапультируясь над жилыми кварталами:
«В зоне жилых домов в районе Сан-Диего (штат Калифорния) произошло крушение боевого истребителя ВМС США F-18. В результате инцидента погибли 2 человека, которые находились на земле во время крушения, сообщил мэр Сан-Диего Джерри Сэндерс, передаёт Associated Press. Инцидент произошёл в двух километрах от военной базы Miramar, куда направлялся самолёт. В момент падения самолёт взорвался. На месте падения истребителя находились два жилых частных дома, один из которых разрушен, другой сильно повреждён. Пилот истребителя успешно катапультировался за несколько секунд до крушения и его отправили в госпиталь».[3]
«Семь человек доставлены в больницу после падения истребителя-бомбардировщика Ф-18 на комплекс жилых зданий в городе Вирджиния-Бич (штат Вирджиния). Среди них - оба лётчика самолёта, которые успели катапультироваться, а также один пожарный. Пилотам оказана медицинская помощь, но серьезных ранений они не получили. Спасатели разбирают обломки, пытаясь обнаружить под ними пострадавших или погибших».[4]
Конечно, мы привыкли уже к героическому поведению наших лётчиков, для нас это уже элемент их профессии. Спустя некоторое после катастрофы Су-25 стало известно имя погибшего лётчика:
"Губернатор Кубани Александр Ткачев на своей страничке в Твиттере выразил соболезнование родным разбившегося на территории края пилота военного самолета Су-25 капитана Алексея Назарова. - Алексей совершил героический поступок - увел падающую машину от жилых домов, но сам спастись не успел. Вечная ему память, - написал Ткачев в своем твиттер-аккаунте."[1]
Новость о трагичной гибели российского пилота промелькнула как рядовое событие, она не появлялась на главных страницах новостных лент. Но мы должны помнить, что это мы такие, это наше восприятие мира, это наше, русских, отношение к долгу. Этим мы отличаемся. За это нас не любят, нас элементарно не понимают и боятся. Иногда даже приписывают такие проявления характера какой-то природной тупости или дикости. Но это даёт нам силы выстоять в самых ужасных испытаниях, это наш, русский способ выживания. Это нужно знать и этим нужно гордиться. И помнить про своих героев.
Современные российские летчики, продолжают славные традиции своих дедов – героев Великой Отечественной, отдавая свои жизни ради спасения своих соотечественников.
В 2008 году две аналогичных катастрофы произошли в США и в России почти одновременно. Две очень похожих катастрофы.
В США: «В Калифорнии истребитель F-18 рухнул в районе университетского городка в Сан-Диего. Лётчик успел катапультироваться, а самолёт упал на жилой квартал, полностью уничтожив два дома и частично разрушив еще один. В настоящее время пилот находится в военном госпитале, его состояние стабильно. В результате падения истребителя погибли три человека, еще один числится без вести пропавшим».[2]
В России: «В Забайкалье, неподалёку от аэродрома Домна в Читинской области разбился истребитель МиГ-29, выполнявший учебно-тренировочный полет. Пилот, заместитель командира авиационной эскадрильи подполковник Валерьян Копарев не успел катапультироваться, так как до последнего момента уводил истребитель от посёлка Ингода».[2]
Разница в катастрофах обусловлена разницей в поведении пилотов. Несоответствие поведения пилотов в двух аналогичных катастрофах просто бросается в глаза.
Вспоминается старая песня:
Мелькают кварталы, но прыгать нельзя.
"Дотянем до леса!" - Решили друзья.
"Подальше от города смерть унесём.
Пускай мы погибнем, но город спасём!"
В США таких песен не поют. Но русские лётчики, похоже, помнят советские песни.
Безусловно, нельзя утверждать, что американские пилоты и представители других родов войск не способны в принципе жертвовать собой ради спасения мирных жителей. Заявления о том, что американцы вообще не способны к подвигам, встречают справедливые возражения и приводятся примеры из Второй мировой войны. Например, подвиг Александра Матросова повторил американец - рядовой 148-го пехотного полка Национальной Гвардии США Роджер Янг, 31 июля 1943 года, во время боёв за остров Новая Джоржия в районе Гуадалканала.
У нас за годы войны совершено 215 таких подвигов, 134 "матросовцам" присвоено звание Героя Советского Союза. Список этот и по сей день уточняется. У американцев нашёлся только один. Сама история показывает, какая нация более способна к подвигам, к жертвам ради исполнения воинского долга, ради спасения других людей. Наш героизм всегда носил массовый характер, являлся частью нашего менталитета, нашего восприятия мира.
В завершении зададимся вопросом об идеологической составляющей патриотизма. Какой должна быть политика государства направленная на воспитание патриотов? В нашем государстве правилом хорошего тона считается копирование западной системы ценностей. Мы берем на вооружение западные стандарты образования, науки, культуры отношений между людьми, отдаляясь от нашей истории и наших культурных традиций.
Современные военные летчики, стоящие на страже нашей безопасности, еще успели застать другую систему координат, в которой не были так сильны западные тенденции. Возможно, именно поэтому их понимание профессионального долга аналогично пониманию оного Покрышкиным, Кожедубом, Гастелло и другими прославленными героями воздушных боев Великой Отечественной Войны.
Но каким будет следующее поколение защитников отечества, как они будут трактовать свой воинский долг при наступлении критической ситуации. Такие вопросы сегодня многие задают с опасением. Не получится ли так, что отступление от отечественных традиций патриотического воспитания и обращение к западной модели взаимоотношения мира и человека сделают новое поколение неспособным совершить подвиг. Это может привести к катастрофическим последствиям. Нация неспособная на самопожертвование рискует кануть в лету. Об этом необходимо помнить, выбирая ценностные ориентиры для государственной политики патриотического воспитания.

Литература
1. Пилот Су-25 увел падающий самолет от жилых домов// Российская газета - http://www.rg.ru/2013/09/24/reg-ufo/gubernator.html
2. Истребитель F-18 рухнул на жилые дома// Утро.ru - http://www.utro.ru/articles/2008/12/09/785995.shtml
3. Интернет газета Охрана. кu http://www.oxpaha.ru/ worldaround_102_50294
4. Самолет ВМС США рухнул на жилые дома// Piter.tv - http://piter.tv/event/Samolet_VMS_SShA_ruhnul_n/

Literature
1.The pilot of the Su-25 aircraft led falling from residential buildings// Rossiyskaya Gazeta - http://www.rg.ru/2013/09/24/reg-ufo/gubernator.html
2. F-18 fighter crashed on houses// Utro.ru - http://www.utro.ru/articles/2008/12/09/785995.shtml
3.OnlinenewspaperOhrana.ruhttp://www.oxpaha.ru/worldaround_102_5029



ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Как правильно выбрать профессию Формирование у детей сознательности и убежденности О единстве физического и духовного развития ребенка На базе филиала открыт Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку Сущность нравственного воспитания Коллектив как объект и субъект воспитания ПУБЛИКАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ СУЩНОСТЬ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ