Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Кураторский час

Примерный план проведения кураторского часа
«Жизнь без конфликта»
 
В рамках гражданско-патриотического воспитания  предлагаем вам провести тематический кураторский час: «Жизнь без конфликта».
Цель: довести до студентов сведения о способах разрешения конфликтов.
Материалы: цитаты на плакатах: «Не порти жизнь себе и остальным», «Будьте друг к другу терпимы», «Спокойствие, только спокойствие» и др.
Ход мероприятия:
Преподаватель: Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно. Ну что же, посмотрим... Итак, конфликт. Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Какие плюсы и минусы может иметь конфликт? (Группа делится на две подгруппы. Каждой подгруппе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.) Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали.
(Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить.)
Преподаватель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Студент:
- В конфликте выясняется истина;
- Открываются вещи, которые мы раньше не замечали;
- Конфликт - признак деятельности коллектива;
- Выявляется позиция (мнение) каждого человека;
- В ситуации конфликта человек раскрывается;
- Происходит утверждение личности;
- Может быть достигнут положительный результат;
- Выявляется направление перспективы развития;
- Человек в конфликте может самосовершенствоваться.
Преподаватель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.
Студент:
- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность;
- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье;
- Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу;
- Мысли направлены не на дело, а на конфликт;
- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми;
- Плохое настроение может передаваться на семью.
Преподаватель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же всё-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти.
Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа. (Ребята по очереди подходят к доске и пишут.)
Ответы могут быть приблизительно такие:
- гнев;                                                                            
- ощущение крушения надежд;                           
- конфуз;
- страх;
- обида;
- угнетенное состояние;
- раздражение;
- нервное состояние и т.д.
Преподаватель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.
Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев - это нормально, но умению контролировать его и управлять им - надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов. Конфликт имеет свои стадии.
Первая стадия - дискомфорт. Вы общаетесь с человеком как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете себе дать точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится.
Инцидент - принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг - и все... за ним уже конфликт.
Типичные конфликты можно предотвратить:
1. Прежде всего контролируйте свой гнев.
2. Определите, в чем причина.
3. Относитесь к другому человеку с уважением.
4. Слушайте, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее.
5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.
6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.
Преподаватель: А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто инцидент выступает как тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его.
К примеру:
- безразличный;
- неуважительный;
- приказной;
- назидательный;
- ехидный;
- хамский.
Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Еще одна стадия, которую нужно знать, это - кризис. Помните главное, кризис должен выйти на позитив.
Некоторые советы:
- Не знаешь, что делать, - не делай.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Умей признать ошибку.
- Любая ситуация нас чему-то учит.
- Бери лучшее из любого случая.
- Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие.
- Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.
Студент: Мне кажется, самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.
Преподаватель: Конечно. Но что значит сохранять спокойствие?
- Относиться к другим с уважением;
- Выслушать точку зрения другого человека до конца;
- Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас;
- Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления;
- Дать другому человеку шанс отступить;
- Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом;
- Идти на компромисс;
- По возможности использовать юмор.
Преподаватель: Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы выхода из конфликта вы получили. Давайте применим их на практике.
(Ребята делятся на три группы. Каждая группа должна придумать конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы Ребята работают в течение 5 минут.)
Преподаватель: Теперь меняемся листочками и готовимся разыграть ситуацию конфликта и выход из него. (Ребята разыгрывают ситуации.)
Преподаватель: Давайте подведем итог.
Разрешение конфликта возможно, если люди способны:
- управлять чувством гнева;
- относиться друг к другу с уважением;
- слушать точку зрения другого человека;
- разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.
Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты.
Студент: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы.
Преподаватель: Правильно! Я подарю каждому из вас таблицу, в которую вы всегда сможете заглянуть. Как возникает конфликт и как найти выход из него.
Конфликт с собой
Причины возникновения:
- Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией;
- Трудности принятия решения;
- Неудовлетворенность статусом;
- Неумение общаться;
- Протест на принудительную ситуацию и т. д.
Способы разрешения конфликта с собой:
- Своевременность смены стратегии деятельности;
- Способы переработки напряженности;
- Способность уловить подходящий момент для реализации планов;
- Умение дожидаться результатов принятого решения;
- Привычка в трудные минуты поощрять себя;
- Умение продуктивно переживать чувство изолированности.
Конфликт с другими
Стратегии поведения в конфликте: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция).
Причины возникновения:
- Давление;
- Различие целей;
- Противоречие в интересах;
- Психологическая несовместимость;
- Непродуктивные стили;
- Поверхностность в оценке.
Способы разрешения конфликта:
- Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться;
- Оценивать позицию, а не партнера;
- Присоединиться;
- Удачный момент для оглашения своего решения.
Конфликт личности и группы
Причины возникновения:
- Поведение, отличное от групповых норм;
- «Выдавливание» из группы;
- Конфликтная личность;
- Высокий интеллект как помеха комфортности;
- Неудачный стиль руководства;
- Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека в работу группы;
- Несправедливое наказание;
- Внешняя идентификация;
- Борьба за власть и неумение делегировать полномочия.
Способы разрешения конфликта:
- Сплочение группы;
- Успешно преодоленный кризис;
- Усиление совместимости в группе;
- Уточнение общих целей;
- Внешняя мишень;
- Воздействие личным примером;
- Юмор;
- Предоставление новой информации;
- Снижение авторитета конфликтной личности.



Психическая составляющая здоровья Природа эмоций и их функции Связь эмоций с потребностями Фестиваль «Творчество молодых» Воспитание патриотизма Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Значение эстетического воспитания личности в современное время Воспитываем патриота Встреча с Героем России Процесс воспитания