Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Природа эмоций и их функции

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) – это чувство, переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.). Эмоции составляют главную часть того, что мы имеем в виду, говоря о естестве человека. Они играют важную роль в жизни человека.
Эмоции выполняют отражательно-оценочную и регулирующую функции в организме человека. На первое место следует поставить отражательно-оценочную функцию эмоций. Эмоции – это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности. Отсюда творческая ценность эмоций заключается в том, что они являются одним из наиболее
тонких и объективных индикаторов (показателей) значимости потребностей организма. Интенсивность актуальных потребностей, их значимость отражается в силе эмоций. Отражательная функция эмоций совпадает с оценочной. Эмоции отражают вероятность удовлетворения потребности. Эту вероятность мозг оценивает на основе генетического (врожденного) и приобретенного индивидуального опыта. «Эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не просто эквивалента, функционирующего по принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно». Отсюда следует, что сила эмоций в значительной степени определяется вероятностью удовлетворения потребности. Иначе говоря, эмоции ставят оценку нашим возможностям (поведению), направленным на удовлетворение потребностей. Чем выше эти возможности, тем выше оценка (степень ее позитивности) и наоборот.
Регулирующее индивидуальное поведение функции эмоций: переключающая, подкрепляющая и компенсаторная. Переключающая функция, с физиологической точки зрения, есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающих индивидуума изменить поведение в направлении его минимизации или максимизации. Поскольку положительные эмоции свидетельствуют о приближении
удовлетворения потребности, а отрицательные - об удалении от него, тоисубъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, прекратить) второе. Этот древний гедонический (наслажденческий) принцип регуляции поведения в зависимости от знака эмоций следует рассматривать как принцип оптимизации.
Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и индивидуально приобретенных, на осознаваемом и неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого уровня служит интуиция. Переключающая функция особенно важна в процессе конкуренции мотивов при выделении доминирующей (главной в данный момент) потребности, которая и определяет поведение. Так, в боевой обстановке борьба между инстинктом самосохранения и потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и вероятности ее удовлетворения усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов. В результате поведение нередко переориентируется на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в нe6e». Постоянная угроза такой переориентации потребовала от эволюции формирования специального мозгового аппарата – физиологических механизмов воли. Особенно это важно для молодежи, у которой становление воли еще продолжается. В ее формировании важную роль играет система ценностей. Значимость системы ценностей для общества, а следовательно, и для самого индивидуума в перспективе, важна для дальнейшего прогресса, т.к. она способствует ориентации поведения на более важную цель («журавля в небе»), требующей мобилизации усилий для ее достижения.



Положения о лицензировании образовательной деятельности Мотивации здоровья Установка на здоровый образ жизни Культура психического здоровья Психическая составляющая здоровья Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Значение эстетического воспитания личности в современное время Связь эмоций с потребностями Фестиваль «Творчество молодых» Воспитание патриотизма