Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа

Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа

 

Одной из задач российского образования является, по утверждению современного ученого философа Л.Ю. Писарчик: «переведение человека из мира повседневности в мир культуры», а роль вуза в воспитании студенческой молодежи очень велика.

 Другая и очень важная задача высшей школы и филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» это формирование личности, нового социокультурного типа:

гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни;

духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности;

самосовершенствующей,   находящейся  постоянно  в   поиске  смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира;

творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;

прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями необходимыми для реализации профессиональных знаний; в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности [24]

Все это заставляет по иному взглянуть на формирование и воспитание личности студентов в  филиале ФГБОУ ВПО «МГИУ». Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Человек должен лишь познать самого себя самого, сделать себя самого материалом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы и тогда загадка нашего времени будет им разгадана.

Студенческая пора — отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности.

 Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения умственного багажа - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, их возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов., чем заключительное в цепи периодов детского развития», характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной социальной зрелости.

Эта группа населения, отличающаяся наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.

Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и воспитательный процесс.

Воспитание, о котором писал Аристотель еще в IV в. до нашей эры: «Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, — это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя», остается одним из важных, а ныне даже и спорных педагогических понятий.

Психологический словарь указывает: «Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие па сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентации». Социолог А.Г.Харчев отмечал: «В педагогической литературе воспитание обычно трактуется как сознательное... социальное воздействие на индивида с целью подготовки его к выполнению той или иной общественной роли, выработки у него необходимых для этого качеств».

В настоящее время в понимании воспитания как основной педагогической категории существует некая неопределенность и сумбурность. Истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д.Ушинский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически...» .

Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни.

 В энциклопедии «воспитание» трактуется как целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.н. И далее, воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения. Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению.

 На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспи­тания есть свои особенности.

Эти два процесса имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и об их взаимопроникновении друг в друга. Воспитание включает в себя элементы обучения. Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стили общения и методы организации обучения, заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет: собой важную форму организации совместной деятельности обучающихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного и нравственного поведения.



День памяти и скорби Cтресс Положение о культурно - досуговом центре. Цель воспитательной работы Значение эстетического воспитания личности в современное время Новая культура воспитания Массовость или индивидуальность? Совместная деятельность способствует воспитанию О выявлении эстетического потенциала Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма