Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Воспитание личности при помощи эстетической культуры

Воспитание личности при помощи эстетической культуры
Эстетическая культура личности это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты». Она формируется в процессе взаимодействия педагога и обучающегося.
Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.
Строго говоря, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно определить воспитание эстетической культуры как педагогический процесс взаимодействия преподавателя и студента с целью развития его эстетического сознания и способностей к практической творческой деятельности по законам красоты.
Обобщение опыта эстетического воспитания студентов Казанского государственного университета, подтверждаемое экспериментальными и теоретическими исследованиями, показывает, что для совершенствования процесса эстетического воспитания необходима постоянная, систематическая диагностика уровней развития эстетических качеств и эстетической культуры личности в целом. Это позволит более эффективно осуществлять дифференцированное и личностно-ориентированное обучение и воспитание. Определение уровней эстетической воспитанности осуществляется на основании критериев, показателей развития того или иного качества.
Рассмотрим критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса возьмем эстетическое восприятие, которое можно определить как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет правильно, во всех деталях, остро и точно, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли не только по поводу воспринимаемого явления, но и о себе, о судьбах человека, о природе. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту; соотношение интеллектуального и эмоционального; целостность.
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:
высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;
второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;
четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.
Вернемся теперь снова к понятию эстетической культуры и ее составляющей - эстетическому сознанию, как чувственно-эмоциональному и интеллектуальному отношению личности к действительности и искусству. Это отношение всегда сопровождается соответствующей реакцией, эстетическим чувством, примерными показателями которого могут, на наш взгляд, служить: адекватность воспринимаемому, сила, устойчивость, особенности взаимоотношения эмоционального и интеллектуального. При этом нужно особо подчеркнуть, что адекватность чувства особенностям эстетического объекта в значительной мере определяется не только психологическими качествами личности, а уровнем ее подготовки, эстетического образования и воспитания. Недостаточный эмоциональный эстетический опыт личности вызывает неадекватность эмоционального отклика качествам эстетического объекта.
В целом, эмоциональная среда студентов характеризуется глубиной переживаний, многообразием содержания, яркостью внешнего выражения. В процессе обучения в вузе сфера эстетических чувств студентов становится более разнообразной, устойчивой и профессионально направленной: развиваются эстетические чувства, связанные с научно-познавательной деятельностью, с участием в художественной самодеятельности, с дальнейшим осознанием эстетических категорий: развивается потребность поделится этими чувствами, приобщить к ним других.



Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма Приобщение к эстетическим ценностям Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом Значение вопросов воспитания в настоящее время Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах Патриотическое воспитание молодежи в наше время