Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Приобщение к эстетическим ценностям

Приобщение к эстетическим ценностям
 
Приобщение к эстетическим ценностям  как отмечает один из видных деятелей Л.А.Волович является неотьемлемой составляющей культуры  человека. Л.А.Волович утверждал, что в случае успешного приобщения будуших специалистов к эстетическим ценностям речь может идти о раскрытии мощных личностных ресурсов производителей материальных ценностей. Действенным средством приобщения к прекрасному, писал В.С.Библер, является связь человека с природой, любование, понимание и сохранение ее природной красоты.
Уже в I тыс. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление жизни.
Восторгаясь, например, переливами красок на небосклоне и минуты северного сияния или заката солнца, мы не размышляем о том, почему именно такова окраска неба, от чего она зависит, а ученого интересуют именно причины возникновении того или иного явления.
Заметили древние мыслители и то, что эстетические переживания очень отличаются от переживаний, вызванных повседневными житейскими заботами. Они несут в себе иное, более светлое настроение, как бы «очищенное» от этих забот. Самые сильные эмоциональные переживания вызывают у человека произведения искусства.
В то же время, естественно, с особой заинтересованностью воспринимают нынешние юноши и девушки те произведения, в которых их сверстники показаны, что называется, крупным планом; которые в полный голос говорят о самых острых проблемах молодежи, «болезнях» ее духовного роста, которые, хотя  и посвящены непосредственно лишь ограниченному кругу «неблагополучных» молодых людей, по сути, обращены к самосознанию всего подрастающего поколения, общества в целом. Ибо «чужого горя не бывает», «они» и «мы» - две стороны медали.
Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное личности, то вопрос «что есть личность» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом - вопросом «кто есть личность», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не раны, а компании - свой «герой».
Искусство дает свои ответы на запросы времени, но ответам этим способна внять и использовать их в своей жизни и деятельности лишь духовная, творческая личность.
Идеалы люди не только формируют в своем сознании, не только избирают. Они претворяют их в жизнь своим трудом, поведением, всем своим бытием. За них борются, сколько достанет сил. Это обстоятельство решающее.
Искусство, литература не ограничиваются изображением носителей передового эстетического идеала. Они раскрывают сложность достижения человеком степени эстетического совершенства. Ведь на пути к идеалу человеку нужно преодолеть и внешние препятствия, и во многом себя самого, свои собственные слабости, недостатки.
Красота воспринимается молодежью эмоционально, а не логически. Она расширяет свой идеал, прежде всего чувством; последнее должно быть умным, проницательным. Если указанное условие не обеспечено, то такое чувство может сыграть с человеком злую шутку. Ложный эстетический идеал может дегуманизировать весь внутренний мир человека, увести его с правильного жизненного пути.
Речь идет о борьбе за умы и сердца людей, в которой участвуют литература, искусство, культура в целом.
Путь к Прекрасному пролегает через очищение окружающей жизни от всего негативного, мелкого, недостойного самого человека. Он пролегает через упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые тяг отнять у общества, у всего человечества перспективу лучшего будущего. ’ Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопознание ее. Доминантное положение искусства в ряду «предметов», способных активно формировать целостную, грамотную, эстетически развитую личность, Меняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифицирует себя с ним, «проживает» вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь.



Массовость или индивидуальность? Новая культура воспитания Совместная деятельность способствует воспитанию О выявлении эстетического потенциала Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом Значение вопросов воспитания в настоящее время Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов Воспитание личности при помощи эстетической культуры Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания