Новая культура воспитания
Ведущие ученые в области современной педагогики и психологии образования и воспитания утверждают, что основным приоритетом в вузе должна быть именно воспитательная деятельность (воспитатель не: воспитывает - у него воспитываются), а также - чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность, эффективности воспитания.
Решение данной вопроса, как утверждает в своей статье «Общая стратегия; воспитания в российской системе XXI века: Возможность и реальность» НА. Зимняя, основывается на опыте учебно-воспитательной работы целого ряда образовательных учреждений России (школа В.А. Караковского, Центр образования Е.А. Ямбурга, земская гимназия Г.В. Кравченко и др.), а также многообразии современ-ных концепций воспитания (И.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротав, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, М.И. Рожкову И.М. Селиванова, ИМ. Таланчук, Т.А Флоренская и многие другие), свидетельствующих о непрекращающихся исследованиях в современных условиях страны.
В настоящее время формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно-деятельностная направленность образования, культивирование ответственности органов образования., организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации. Основной тенденцией, определяющей стратегию воспитания нового жизнеспособного поколения, является гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.
Итак, воспитание на сегодняшний день рассматриваете» как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации, раскрывающей сущностные силы человека.
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для современного образования процесс гуманитаризации может быть понят и очень широко - как стратегическая программа всей образовательной политики, и более конкретно - как особая педагогическая «тактика», обладающая своей спецификой в зависимости от профессиональной специализации учебного заведения. Нами же под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
Доминантой гуманитаризации образования определено воспитание, ставшим приоритетным направлением государственной политики.
Необходимость воспитания личности студента в образовательном процессе вуза подтверждена государственными правовыми актами.
Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).
В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (ст. 8).
В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.ЗЗ) [9].
Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов - гордость России.
|