Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов
Произведения отечественных композиторов, народное творчество, музыка композиторов-классиков - вот та сокровищница, из которой студенты могут черпать богатейший музыкальный материал. Однако простое изложение материала еще не обеспечивает полностью его воспитывающего и эстетического воздействия. Важно, чтобы перед студентами было раскрыто содержание музыки, чтобы произведение было ими прочувствовано. Для этого необходима определенная система музыкальных знаний и навыков, позволяющая студентам стать активными слушателями и исполнителями.
Студенты еще находятся в юношеском возрасте, и поэтому существенное значение у них приобретают средства массовой информации. Что же касается музыкальных интересов, то здесь особенно сильно сказывается влияние телевидения и видеопродукции. Музыкальный канал на телевидении пользуется большим успехом.
Причина успеха (музыкальных передач и видеофильмов заключается в об мене магнитофонными записями, созданием фонотек и дискотек, видеотек, возможностями приобретения компакт-дисков.
Таким образом, музыкальное искусство, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, способно формировать у студентов вуза стремление и умение строить свою жизнь «по законам Красоты».
Музыка сопровождает человека с ранних лет. Музыка, которую любой ребенок осваивает в детстве, как правило, восходит1 к классическим истокам (колыбельная, например). Школьная программа музыкального образования также ориентирована на классические образцы. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи.
Историческая судьба классической музыки, как и всей музыкальной культуры западноевропейской традиции, вызывает тревогу у профессиональных музыкантов, ученых, педагогов.
Важно и другое. Современная культура настойчиво «присваивает» классическое наследие в виде особо востребованных современных жанровых модификаций - ремейк, пастиш и др. Узнавание классических музыкальных «прототипов» не только обогащает музыкальные впечатления,» но и доставляет детски непосредственную радость. Нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления изменений в восприятии современного музыкального искусства в процессе изучения классических образцов музыки в спецкурсе «История мировой музыкальной культуры». Результаты показали значительное увеличение интереса к классической музыке у студентов, в образовательной модели которых был данный спецкурс.
Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторной работы: кружки и художественная самодеятельность, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад, брейн-рингов и т.д. В процессе этой работы студенты приобщаются к творчеству и делают первые шаги в искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д.
Развитие личности, связанное с нравственной сферой, с развитием духовных запросов, тесно соприкасается с проблемами музыкального самообразования.
Музыкальная культура не существует без развития творческих наклонностей студентов она играет положительную роль в процессе обучения специальным и гуманитарным дисциплинам; создает благоприятные условия для раскрытия творческий способностей, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов.
Материалы опросника показывают, что музыкальное искусство оказывается доминантным в сфере художественного восприятия студентов Хронически открытое ухо обеспечивает звуковому, музыкальному миру «зеленую улицу» к уму и сердцу человека. Проблема выборочной акустической реакции стоит в этой сфере особо остро. Именно развитая, сформированная эстетическая культура студентов может явиться надежным гарантом его культуры в целом, фундаментом для становления самостоятельной, этически устойчивой личности.
Роль музыки в современном культурном пространстве не только очень велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния музыкальной, акустической культуры. Звуковое все более настойчиво присваивает музыкальное. Награды за «музыку» к кинофильму сменяются наградами за «звуковые эффекты». Звуковой код активно входит в качестве: опознавательного знака в художественную культуру, представляя своего носителя психологически, этнически, социокультурно. Речевая проблема современного общения становится специальным «предметом» многих произведений искусства, например, в фильмах К.Муратовой, О.Куваева. Преподаватель, работающий с молодежью, не вправе проходить мимо подобных явлений. Кроме того, современная культура, в том числе музыкальная, активно нацелена на пересмотр классического наследия. Стали чрезвычайно популярны те художественные формы, в которых соединяются фрагменты известных классических произведении с их сегодняшней обработкой. Стилевым качеством современного искусства является игра на различиях художественных манер, которая может быть понята и эстетически воспринята только при условии их узнавания. По словам М.С.Кагана, «главным коммуникативным каналом у людей...остался и всегда будет канал акустический».
Природа музыки особо располагает к тому, чтобы духовно воздействовать на личность студента. Музыка - эталон соразмерности, упорядоченности, гармонии, символ исключительной свободы творчества, его независимости, его этической высоты («гений и злодейство - две вещи несовместные»). Музыкальная образованность - это образованность очень широкого и высокого уровня, так как музыка традиционно мыслится как искусство, в котором доминантное положение занимает сфера положительного. Зло предстает в музыке в гармоничной обобщенной форме, оно «разоблачается» самой музыкальной формой, существующей по законам гармонии, согласованности, «лада» в прямом и метафорическом смысле. Тем самым музыка, выражаясь словами З.Фрейда, «королевская дорога» в аксиологические глубины личности.
Способность человека реагировать на жизнь эстетически - один из с кровенных центров человека. Просветительско-педагогический пафос отечественной культуры, мощные традиции, беспокойства интеллигенции о будущем России позволяют смотреть на задачу эстетического воспитания студентов вуза как на непреходящую и актуальную. При всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы.
Важную цель всей системы воспитания В.А.Сухомлинский видел в научение человека жить в мире прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. Он утверждал, что каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего...
Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.
|