Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов

Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов
 
Произведения отечественных композиторов, народное творчество, музыка композиторов-классиков - вот та сокровищница, из которой студенты могут черпать богатейший музыкальный материал. Однако простое изложение материала еще не обеспечивает полностью его воспитывающего и эстетического воздействия. Важно, чтобы перед студентами было раскрыто содержание музыки, чтобы произведение было ими прочувствовано. Для этого необходима определенная система музыкальных знаний и навыков, позволяющая студентам стать активными слушателями и исполнителями.
Студенты еще находятся в юношеском возрасте, и поэтому существенное значение у них приобретают средства массовой информации. Что же касается музыкальных интересов, то здесь особенно сильно сказывается влияние телевидения и видеопродукции. Музыкальный канал на телевидении пользуется большим успехом.
Причина успеха (музыкальных передач и видеофильмов заключается в об мене магнитофонными записями, созданием фонотек и дискотек, видеотек, возможностями приобретения компакт-дисков.
Таким образом, музыкальное искусство, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, способно формировать у студентов вуза стремление и умение строить свою жизнь «по законам Красоты».
Музыка сопровождает человека с ранних лет. Музыка, которую любой ребенок осваивает в детстве, как правило, восходит1 к классическим истокам (колыбельная, например). Школьная программа музыкального образования также ориентирована на классические образцы. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи.
Историческая судьба классической музыки, как и всей музыкальной культуры западноевропейской традиции, вызывает тревогу у профессиональных музыкантов, ученых, педагогов.   
Важно и другое. Современная культура настойчиво «присваивает» классическое наследие в виде особо востребованных современных жанровых модификаций - ремейк, пастиш и др. Узнавание классических музыкальных «прототипов» не только обогащает музыкальные впечатления,» но и доставляет детски непосредственную радость. Нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления изменений в восприятии современного музыкального искусства в процессе изучения классических образцов музыки в спецкурсе «История мировой музыкальной культуры». Результаты показали значительное увеличение интереса к классической музыке у студентов, в образовательной модели которых был данный спецкурс.
Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторной работы: кружки и художественная самодеятельность, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад, брейн-рингов и т.д. В процессе этой работы студенты приобщаются к творчеству и делают первые шаги в искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д.
Развитие личности, связанное с нравственной сферой, с развитием духовных запросов, тесно соприкасается с проблемами музыкального самообразования.
Музыкальная культура не существует без развития творческих наклонностей студентов она играет положительную роль в процессе обучения специальным и гуманитарным дисциплинам; создает благоприятные условия для раскрытия творческий способностей, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов.
Материалы опросника показывают, что музыкальное искусство оказывается доминантным в сфере художественного восприятия студентов Хронически открытое ухо обеспечивает звуковому, музыкальному миру «зеленую улицу» к уму и сердцу человека. Проблема выборочной акустической реакции стоит в этой сфере особо остро. Именно развитая, сформированная эстетическая культура студентов может явиться надежным гарантом его культуры в целом, фундаментом для становления самостоятельной, этически устойчивой личности.
Роль музыки в современном культурном пространстве не только очень велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния музыкальной, акустической культуры. Звуковое все более настойчиво присваивает музыкальное. Награды за «музыку» к кинофильму сменяются наградами за «звуковые эффекты». Звуковой код активно входит в качестве: опознавательного знака в худо­жественную культуру, представляя своего носителя психологически, этнически, социокультурно. Речевая проблема современного общения становится специальным «предметом» многих произведений искусства, например, в фильмах К.Муратовой, О.Куваева. Преподаватель, работающий с молодежью, не вправе проходить мимо подобных явлений. Кроме того, современная культура, в том числе музыкальная, активно нацелена на пересмотр классического наследия. Стали чрезвычайно популярны те художественные формы, в которых соединяются фрагменты известных классических произведении с их сегодняшней обработкой. Стилевым качеством современного искусства является игра на различиях художественных манер, которая может быть понята и эстетически воспринята только при условии их узнавания. По словам М.С.Кагана, «главным коммуникативным каналом у людей...остался и всегда будет канал акустический».
Природа музыки особо располагает к тому, чтобы духовно воздействовать на личность студента. Музыка - эталон соразмерности, упорядоченности, гармонии, символ исключительной свободы творчества, его независимости, его этической высоты («гений и злодейство - две вещи несовместные»). Музыкальная образованность - это образованность очень широкого и высокого уровня, так как музыка традиционно мыслится как искусство, в котором доминантное положение занимает сфера положительного. Зло предстает в музыке в гармоничной обобщенной форме, оно «разоблачается» самой музыкальной формой, существующей по законам гармонии, согласованности, «лада» в прямом и метафорическом смысле. Тем самым музыка, выражаясь словами З.Фрейда, «королевская дорога» в аксиологические глубины личности.
Способность человека реагировать на жизнь эстетически - один из с кровенных центров человека. Просветительско-педагогический пафос отечественной культуры, мощные традиции, беспокойства интеллигенции о будущем России позволяют смотреть на задачу эстетического воспитания студентов вуза как на непреходящую и актуальную. При всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы.
Важную цель всей системы воспитания В.А.Сухомлинский видел в научение человека жить в мире прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. Он утверждал, что каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего...
Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.



О выявлении эстетического потенциала Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма Приобщение к эстетическим ценностям Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом Значение вопросов воспитания в настоящее время Воспитание личности при помощи эстетической культуры Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания Здоровье - бесценное достояние Особенности применения методов инновации обучения в вузах