Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом

Музыка - это искусство с высоким «педагогическим» потенциалом
 
В настоящее время очень важно прививать любовь к искусству  у молодежи, и выбирать при этом наиболее эффективные его формы, которые наиболее «массово» подействуют на молодежь, наиболее ей доступно и легко смогут усвоиться. Таким искусством нам представляется искусство музыкальное.
В ряду искусств музыка обладает особо высоким «педагогическим» потенциалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились - живи тельное искусство музыки стоит на первом месте или в ряду самых дорогих человеку искусств.
Среди характеристик музыки необходимо особо выделить коммуникативную функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в музыке (так же как и во всяком другом виде искусства) не устраняет личности, не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности.
Музыка есть язык, но особый, не понятийный. Этому языку нужно учиться. Долгое время было принято называть музыку «языком чувств». Все научные книги по музыке были заполнены описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые погружаются люди, общаясь с музыкой и т.д. Одна из первых попыток описать все основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, «аффектов», которые передает музыка, была сделана М.А.Смирновым.
Возможности музыкального искусства объясняются его звуковой природой. В своей чувственной первооснове музыка — искусство звуков, она воспринимается исключительно слухом. Восприятие музыкального ритма, динамики возможно и при посредстве вибрационного чувства - через все тело человека (особенно сильна роль вибрационного чувства при восприятии звуков органа). Звуки в известной мере могут восприниматься и осязанием. В частности, рукой, наложенной на горло поющего человека, можно различать высокие и низкие звуки и характер голоса.
Познавательное значение музыки определяется тем, что она помогает лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления. Однако через слух, посредством ассоциаций, человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности музыки. Таким образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий.
Музыка развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы молодого поколения в плен псевдомузыки «массовой культуры». Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Ни   одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной человека такого значительного места, как музыка. Именно высочайшая обобщенности художественного смысла в сочетании с условной общепонятнстью ее языка способствуют тому, что музыкальное высказывание и продуцируемые с его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого человека, умеющего ее слышать.
Трудно назвать такую область человеческого мироощущения, на которую не откликнулась бы музыка. Чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть «как человек», музыка стала глубочайшим «человековедом» или, подобно литературе, - «человековедением».
Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальном искусством как продуктом общественного сознания и человеком - субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутрен-нему преображению по канонам истины, добра и красоты.
Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня.
 Необходимо бросить взгляд на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке», - писал Конфуций.
С.М.Каргапольцев утверждает, что воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемого. По его мнению, музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности.
В любой сфере деятельности люди стремятся к улучшению, гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайна, высока и значительна. Всеобщее массовое музыкальное образование ставит своей целью:
способствовать нравственно-эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки;
развить на основе обучения музыкальные способности студентов;
подготовить их к активному участию в музыкальной жизни страны.
Однако с точки зрения психолога Б.М.Теплова, изучающего возможности музыкального влияния на развития личности, музыкальная способность - это способность реагировать на музыку, остро переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных данных. «Центр музыкальности» человека, по его словам, душевная отзывчивость, а не специфически музыкальная одаренность. В связи с этим роль музыки в процессе формирования эстетической культуры намного значительнее, Чем других видов искусства.



Новая культура воспитания Совместная деятельность способствует воспитанию О выявлении эстетического потенциала Создание благоприятной воспитательной среды – основа эстетизма Приобщение к эстетическим ценностям Значение вопросов воспитания в настоящее время Музыкальное воздействие как один из «каналов» эстетического воздействия на студентов Воспитание личности при помощи эстетической культуры Гражданско-патриотическое воспитание - одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания