Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
PERFORMANCE CHARACTERISTICS OF MACHINE-BUILDING COMPANIES IN THE COMPETITION

Ильина А.В., студентка филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме
Ilina AV, a student branch of FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma
Аннотация
В данной статье раскрываются особенности деятельности машиностроительных предприятиях в условиях современной конкуренции.
Abstract
This article features the activities of engineering enterprises in the modern competition.
Ключевые слова: машиностроение, конкуренция, конкурентоспособность.
Keywords: engineering, competition, competitiveness.

В настоящее время экономика России все больше углубляется на сырьевом пути развития, что обеспечивает высокие доходы, однако данный путь является неперспективным, так как сырьевая база  угля, нефти, газа всегда ограничена. В связи с этим одним из главных направлений развития экономики страны на долгосрочную перспективу является ее направленность на усиление экспорта продуктов обрабатывающей промышленности, а не добывающей, и машиностроения как отрасли с высоким инновационным потенциалом. Решение данной проблемы предполагает повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий. Считается, что именно конкуренция является основным стимулом инновационной активности предприятий.
Суть конкуренции состоит в борьбе между частными производителями за снижение ресурсоемкости производства продукции, а, следовательно, и себестоимости продукции, и более выгодные условия ее сбыта.
Наиболее распространенным определением конкуренции является следующее: степень остроты конкуренции определяется результатом взаимодействия следующих основных факторов:
- угрозой появления товаров-заменителей;
- угрозой появления новых конкурентов;
- способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
- способностью покупателей торговаться;
- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой [1].
Движущие силы конкуренции широко освещены в трудах А. Смита, доказавшего, что конкуренция уравнивает норму прибыли, а также приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Ученый назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, регулирующей рыночные отношения. Д. Рикардо в своих трудах развил теорию ценового регулирования рынка с помощьюконкуренции, а также исследовал модель совершенной конкуренции, которая обеспечивает функционирование рыночной системы в долгосрочной перспективе.
Однако современная рыночная ситуация не соответствует моделям, изученным ранее. Реальная конкуренция принимает все новые виды. В настоящее время все большее значение начинают приобретать маркетинговые стратегии предприятий и неценовые способы ведения конкурентной борьбы, хотя основные факторыконкуренции по-прежнему остаются актуальными.
Необходимо отметить, что повышение уровня конкуренции на рынке машиностроительной отрасли является одним из главных факторов осуществления коренных преобразований на предприятии на основе использования результатов НТП. В условиях острой и напряженнойконкуренции на мировых и региональных рынках сбыта машиностроительные предприятия смогут обеспечить себе устойчивое положение за счет проведения непрерывной инновационной деятельности на базе использования достижений научно-технического прогресса.
Также именно из-за конкуренции формируется одно из наиболее значимых направлений развития российской промышленности – инновационная модернизация технологий, оборудования, структуры действующих предприятий в различных отраслях, в том числе и машиностроении. Это следует из того, что конкурентная борьба вынуждает предприятияпроводить постоянное и непрерывное обновление производственного аппарата и основных фондов. В связи с этим происходит всестороннее решение следующих задач:
- снижение ресурсоемкости продукции, что будет способствовать уменьшению себестоимости продукции и соответственно ее цены;
- увеличение объемов производства, которые необходимы при постоянно увеличивающемся спросе на производимую продукцию;
- своевременная замена физически и морально устаревшего оборудования на новое, которое позволит организовать более эффективное производство;
- переход к производству новых моделей продукции, которые будут отвечать запросам потребителей по качеству и цене.
Нельзя не отметить, что решениеданных задач обычно требует дополнительного финансирования, источником которого часто становятся внешние инвестиции. Для успешной победы над своими конкурентами предприятие должно использовать инвестиции как можно эффективнее.
В условиях конкуренции машиностроительные предприятия должны постоянно повышать уровень конкурентоспособности их продукции и предприятия в целом для обеспечения эффективности деятельности предприятия.
Можно охарактеризовать источники повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий, которые руководству обязательно нужно учитывать. К таким источникам относятся:
- качество производимой продукции, а также ее основные потребительские характеристики и цена;
- инновационный потенциал предприятия, к которому относится удельный вес научно-исследовательских разработок, количество патентов, лицензий, а также технологический уровень производства. Для эффективного использования данного источника повышения конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать наличие скрытого противоречия, поскольку рынок потенциально ориентирован на изменение выпускаемой продукции, а принципы развития средств технологического оснащения предполагают повышение производительности оборудования, который ориентирован на выпуск однотипной продукции;
- целенаправленная рекламная деятельность и франчайзинг;
- масштабы концентрации производства по основным видам продукции. При этом следует учитывать увеличение масштабов концентрации производства определенных видов продукции, сильно снижающее маневренность на рынке, что вынуждает предприятия идти на значительные уступки, снижая цены ради сохранения масштабов деятельности;
- наличие долгосрочной стратегии маркетинга, ориентированной на увеличение объемов продаж и доли реализуемой продукции на осваиваемом рынке;
- наличие устойчивых партнерских отношений с инвестиционными организациями и их заинтересованность в финансировании перспективных с точки зрения конкурентных преимуществ направлений промышленной деятельности (на принципах стратегического партнерства). [2]
Однако, конкурентоспособность предприятия также характеризуется степенью эффективности производственного управления, уровнем прогрессивности технологических процессов, а также квалификацией промышленно-производственного персонала. Данные факторы входят в понятие технического развития производства, которое определяют как взаимосвязанный, комплексный процесс постоянногообновления машин, оборудования, используемых технологий в производстве, а также организацию производства и труда.
Научно-технический прогресс не стоит на месте, и машиностроительным предприятиям для повышения своей конкурентоспособности необходимо проводить постоянный мониторинг мировых тенденций в своей области. При появлении новых технологий или оборудования, которое позволит снижать издержкипроизводства и при этом улучшать качество продукции, предприятие должно постараться найти возможность для применения данных инноваций. Однако такие инновации действительно должны быть обоснованы, необходимы и эффективны.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в условиях жесткой конкуренции современное машинстроительное предприятие должно активно внедрять инновации во все аспекты своей деятельности, постоянно и непрерывно обновлять производственные фонды, а также стремиться к улучшению качества своей продукции.

Литература
1. Апалов К.С. Конкуренция: сущность, признаки, значение // Вопросы современной экономики. – 2012. - №4.
2. Загорелова Н.А. Конкурентоспособность предприятий в современных условиях // Экономический журнал. – 2010. - №2.
Literature
1. Apalov KS Competition: the nature, attributes, value / / Problems of the modern economy. - 2012. - № 4.
2. Zagorelova NA Competitiveness of enterprises in modern conditions / / Economic Journal. - 2010. - № 2.



Что такое нравственное воспитание Проблемы устойчивого развития машиностроительных предприятий Восточного региона Смоленской области ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНЦЕПЦИИ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Эффективное управление человеческими ресурсами на предприятии за счет формирования мотивационного потенциала ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОИЗВОДСТВО ЛОГИКА Логика формальная и диалектическая Из истории логики Значение логики