Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

О понятии «технология воспитания»

О понятии «технология воспитания»

Научно-технический прогресс к концу XX в. обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний, в том числе и в сферу образования. Термины "информационные технологии", "педагогическая технология", "технология обучения", "технология воспитания", "технология общения" и подобные - являются в настоящее время едва ли не самыми употребительными в педагогической литературе. Ведь на производстве, например, при изготовлении телевизора или автомобиля, точное соблюдение технологии ведет к гарантированным результатам, так почему бы ни идти по этому пути и в педагогике, и в частности, при воспитании граждан.

Слово “технология” пришло к нам от греков (tесhnе - искусство, ремесло, наука + Lоgos - понятие, учение) и включает также и искусство владения процессом, т. е. словарное толкование терминов "техника" и "технология" допускает их использование в педагогической сфере. 

Еще А.С.Макаренко ставил вопрос об аналогии школьного производства с промышленным. Однако образование и воспитание, естественно, не могут быть технологизированы точно так же, как изготовление продукта в промышленности.

Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий.  К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.

 Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать поставленным на основе данных диагностики целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение учащегося. Под поведением в данном случае имеется в виду выполнение учебных действий, демонстрация знаний, соблюдение норм общения, а в более широком смысле - все социально одобряемые реакции, действия (деятельность) в определенных ситуациях, наличие и проявление социально приемлемых ценностей, взглядов, норм поведения (это уже область воспитания).

Таким образом "технологию воспитания" можно рассматривать как относительно самостоятельный определенный уровень, составную часть "педагогической технологии".

Понятие "технология воспитания", как самостоятельный термин в педагогической литературе, прочно стало на ноги только в 90 гг. Многие ученые в области педагогики считают, что технология воспитания связана с проектированием деятельности педагога в области воспитания.  Если признать, что педагогическая технология (технология обучения) - направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых обучающих процессов, то технология воспитания имеет предметом проектирование воспитательных процессов, также управляемых и воспроизводимых в аналогичных условиях.

 



Проблемы воспитания Профилактическо-разъяснительная работа Патриотическая позиция Воспитание гражданской зрелости Деятельность молодежных организаций  Студенческое самоуправление. Торжественный митинг Мини-футбол «Лыжня ВФ ГОУ МГИУ - 2011» Физкультура и спорт