Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Конкурсные программы

Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности  называются конкурсными программами.

Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но в силу того, что соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы, о них здесь речь не пойдет, им будут посвящены отдельные статьи.Но даже без спортивных соревнований и интеллектуально-познавательных игр круг конкурсных программ исключительно широк.
 
Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи,  предметы, а также произведения искусства или литературы. То есть все, что человек делает руками, головой, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

  Конкурс Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический эффект конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. То есть конкурсные программы позволяют воспитуемому:
сформировать адекватную самооценку;
развить свои волевые качества;
самоопределиться в мире увлечений и профессий;
воспитать свой эстетический вкус и т.д.

 Но, конечно же, эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ — процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и одну группу, до грандиозных, охватывающих весь университет в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) — от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов:

 1.  Участники.

 2.  Задания.

 3.  Критерии.

 4.  Жюри.

 5.  Призы.

 6.  Ведущий.

 7.  Реквизит.

 8.  Техника.

 9.  Помещение.

 10.  Зрители.

 Организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое- решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания студентов — такое желание можно сформировать, сколько из распространенности в студенческой среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например, организовать конкурс фотолюбителей в ВУЗе, где всего 3—4 человека увлекаются фотоделом, — не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди студентов. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.  Читайте далее...



Здоровый образ жизни. Семинар "Планирование семьи" Методы кураторской работы Технологии кураторской работы Воспитательное мероприятие Алгоритм организации конкурсных программ Проведение мероприятия Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Самомассаж и его влияние Как самомассаж действует