Образовательный сайт
Воспитательная деятельность

ООО "АКЕСО"

Планирование воспитательного процесса

Планирование воспитательного процесса Если рассматривать планирование как функцию менеджмента, то надо напомнить, что понимают под последним. В соответствии с определением понятия «менеджмент» можно условно разделить исследователей на две группы. Первая группа ученых считает его синонимом понятия «управление». А вторая группа полагает, что менеджмент - это не всякое управление, а лишь то, которое обладает следующими признаками (качествами): - осуществляемое в условиях развития рыночных отношений; - имеющее высокую эффективность; - характеризующееся не императивным, авторитарным, а коллегиальным, человекоцентрированным (гуманным, партисипативным, распределенным) стилем руководства. Мы относим себя к представителям второй группы, поэтому будем рассматривать планирование как функцию управления, для которого характерны перечисленные признаки (качества). Обозначив свою позицию по отношению к менеджменту, необходимо раскрыть сущность и содержание функции, выполняемой планированием в управлении воспитательным процессом. Сущность планирования воспитательного процесса, на наш взгляд, заключается в реализации возможностей отдельного человека или группы людей мысленно предвосхищать будущее состояние педагогических явлений и процессов и предусматривать систему действий по обеспечению достижения желаемых результатов в ходе их развития. Уместным будет вспомнить известную мысль Карла Маркса: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Исходя из сущностной характеристики планирования воспитательного процесса не сложно определить его содержание. Во-первых, планирование предназначено для формирования представления о будущем состоянии процесса воспитания детей. Опираясь на выводы анализа ранее осуществленной воспитательной деятельности и используя возможности своего воображения, отдельный человек или группа людей обладает способностью сформировать проектные воззрения о развитии процесса воспитательного взаимодействия. Во-вторых, планированию отводится роль прогнозирования результата предстоящей воспитательной деятельности. То есть речь идет о выдвижении и обосновании цели и задач процесса воспитания. Почти все исследователи, методисты и практики считают целеполагание основой и ключевым моментом планирования. В-третьих, планирование направлено на определение сроков достижения прогнозируемого состояния и предполагаемых результатов воспитательной деятельности. Временная определенность - важнейший критерий качества составленного плана. В-четвертых, неотъемлемым элементом содержания планирования является программирование действий по достижению целевых ориентиров и определение круга организаторов и участников предстоящей деятельности. И, наконец, планирование должно включать действия по обеспечению мотивационной готовности детей и взрослых к осуществлению намечаемого, ведь от этого во многом зависит успешность деятельности по реализации составленного плана. Таким образом, планирование воспитательного процесса - это функция педагогического менеджмента (управления), представляющая собой совокупность действий по формированию представлений о будущем состоянии и результатах процесса воспитания, по определению и мотивированию участников предстоящей деятельности, выбору ее содержания, форм, способов организации и предполагаемых сроков проведения



Организация воспитатльной работы в вузе Воспитание в процессе изучения дисциплин Воспитательная работа во внеучебное время Культурно-нравственное воспитание студентов в филиале ФГБОУ ВПО "МГИУ" в г. Вязьме Классические концепции воспитания Воспитание активности учащихся Воспитание в вузе Физкультура и спорт в вузе Направления использования физической культуры и спорта Воспитание здорового образа жизни